Все идеи не новы: все уже когда-то было сделано, а сейчас мы лишь интерпретируем их под разным соусом. И продаем эти интерпретации, адаптируем их под клиента, ситуацию, событие. Безусловно, есть проекты, где ты придумываешь с нуля (как тебе кажется) и очень этим гордишься. Но и тут, кажется, это тоже уже где-то было.
Но я о другом. Ведь ты придумал, выбрал, собрал. Ты, а не кто-то другой. Не спал ночами, думал, соображал, в муках рождал концепцию. И вот ты несешь клиенту ее на волшебном блюде с каемочкой, готовый к признанию, реализации и принятию гонорара.
А идею украли.
Просто. Взяли. И. Сперли. Твою. Идею.
Как можно украсть то, что физически не реализовано? То, чего физически нет? Как оказалось, довольно просто.
Два месяца назад мы приезжали на защиту проекта к одному крупному (вы тоже его знаете) клиенту. Защита проекта в ивент-сфере – этот тот момент, когда уже отсеяли большую часть компаний, оставили две или три (в нашем случае две) и последние презентуют свою идею, бюджет реализации. Защищают, в общем.
Дело это жутко волнительное. Ты долго и упорно собираешься все, встаешь на позицию клиента (там иногда так дует со всех сторон!) и выходишь, гордый и уверенный.
Мы защитились. Обсуждали в соседнем кафе, что были на высоте и что Г.А. улыбался, кивал головой, одним словом, мы попали! Возьмут нас.
Через 3 дня, в условленный срок, получаем письмо: «Уважаемая Екатерина Владимировна! Спасибо за уделенное время и предоставление концепции. К сожалению, мы выбрали другую компанию для реализации нашего проекта. Всего вам доброго. Будем на связи».
Отказы меня никогда не пугали, в тендерах это обычное дело, но тут я прямо села. Как так? А как же улыбки, кивания эти чертовы, одобрения и просчеты миллион раз?! Зачем мигать было, если отказать собрался?! В общем, расстроились знатно.
И тут, дорогой читатель, ты решишь, что это финал. Но нет. Неделю назад, 23 августа, я вижу видеролик у одного видеопродакшна…
*Давайте сразу скажу, что ивент – это большая деревня. Все всё выкладывают, все всё знают и постоянно говорят у кого что. Скрыть что-то ну почти нереально.
…А там полностью наша концепция. Зоны, разделения, цвет одежды, идеи корпоративных подарков, этапы, тема – все корова слизала своим языком.
Вы представляете уровень бешенства, который настиг?!
Звоню видеопродакшну, говорю расскажи, как было: он рассказал структуру события, где это было, как – я не ошиблась. Украли идею, взяли от упаковки до смысла и сделали с кем-то другим. Почему? Наверно, те сказали, что меньше денег потратят.
Ворочалась сутки, позвонила менеджеру со стороны клиента и говорю: «Уважаемая Т.! Как же так? Это же полностью наша идея, мы защищали ее у вас».
А Т. мне отвечает: «Ну да, а что такого. Идеи же мы не подписывали, вы ее рассказали нам. А сделали мы со своим подрядчиком, с которым уже два года работаем. С вами мы бы долго заключали договор, вы же новый контрагент. Ну и как вы докажете, что это была ваша идея?».
Вот сижу сейчас и пытаюсь не разломить что-нибудь об стену. Одновременно вопрос: как себя защитить? Есть хоть какой-то вариант бизнесу огородить свои идеи и концепции от воровства?
Сколько еще будут обижать нашего брата и просто забирать своей властной рукой наши красивые проекты?
Где проходит граница? Понятно, что идеи воруют всегда, что тема довольна эфемерная. Но все же! На предложение, защиту, представление уходят время и деньги. Я не готова инвестировать в воровство.
Хочу обратиться здесь к своему другу, адвокату, владельцу юридической фирмы «Гриц и партнеры», декану факультета бизнес-права МГЮА Дмитрию Грицу. Дима, есть хотя бы какой-то вариант себя защитить? Или нужно смириться с этой «погрешностью» и дальше выдавать в мир идеи, каждая вторая из которых будет украдена.