Найти тему

В стране всадников и змей. Роджер Дин и дизайн пластинок прог-рока

503 прочитали
В начале 1970-х в Англии балом правил прогрессивный рок.

В начале 1970-х в Англии балом правил прогрессивный рок. Серьезные мужчины в трико и дорогостоящих накидках творили на своих пластинках целые миры, отказавшись от якобы примитивного формата трехминутной песенки и сосредоточившись на концептуальных песнях-сюитах продолжительностью в целую сторону винилового альбома.

В начале 1970-х в Англии балом правил прогрессивный рок.-2

Чтобы представить размах: пять десятков рыцарей, столько же разряженных в средневековые одеяния дам, оркестр из 45 человек, хор в 48 голосов, рок-группа в семь человек и замок - таковы составляющие сценического шоу на льду в поддержку альбома "Мифы и легенды короля Артура и рыцарей Круглого стола" 25-летнего клавишника группы Yes Рика Уэкмана. Эта группа, стоявшая на переднем крае прог-рока, не жалела денег и блестящего антуража ради воплощения грандиозных альбомных замыслов. И потому огромное внимание музыканты уделяли оформлению своих концептуальных пластинок.

В начале 1970-х в Англии балом правил прогрессивный рок.-3

В этом деле у них был проверенный союзник - дизайнер Рождер Дин. Он специализировался на ландшафтах не от мира сего, которые идеально подошли бы в качестве иллюстраций к романам фэнтэзи. Впрочем, сам Дин рассматривал себя не как фэнтэзи-художника, а как пейзажиста и интерьерного дизайнера: скажем, он изобрел сферический стул-капсулу, который можно наблюдать в фильме "Заводной апельсин".

В начале 1970-х в Англии балом правил прогрессивный рок.-4

Диковинные картины пришлись по душе тяготеющим к монументальным формам рок-музыкантам, и Дин принялся украшать пейзажами иных миров альбомные конверты. Yes были на особом счету. Для них Дин изобрел "пузырчатый»"логотип и оформлял обложки вплоть до 1999 года (а для дополнительных проектов этих же музыкантов - и до настоящего времени).

В начале 1970-х в Англии балом правил прогрессивный рок.-5

Из всех многочисленных работ для Yes сам Роджер Дин выделил альбом "Relayer» 1974 года.

"Если бы мне пришлось говорить о своих навыках, то я начал работать над ними, когда я был оформителем и чертежником, а "Relayer" - это вершина обоих этих навыков". Роджер Дин

На эту титаническую работу с огромными змеями и всадниками среди каменно-ледяных текстур художник затратил 300 часов, и при этом в оригинале картина была очень небольшого размера - всего лишь на какой-нибудь квадратный больше, чем конверт пластинки. При этом ему вовсе не требовалось слушать музыку, которую он облек в такую красивую упаковку.

"Я никогда не рисую музыку. Я очень скептично отношусь к людям, которые говорят, что делают это. Очень редко, когда музыканты Yes просто садятся и говорят: "Вот у нас музыка с таким-то настроением, не мог бы ты отразить ее немного ярче на картинке?" Так мы не работаем". Роджер Дин

Получилось наоборот: именно иллюстрация на обложке наложила отпечаток на музыку. Вокалист Yes Джон Андерсон придумал название альбома, которое можно перевести как "Смена лошадей", после того, как увидел этот блестящий рисунок.