Практика в Мюнцингхофе завершилась и была короткая поездка к русским немцам под Дюссельдорф. Туда я поехал на попутке и затем bla bla car. Сначала прошёл более 10 км пешком вдоль трассы от Нюрнберга до Эрлангена, чтобы скоротать время, посмотреть город, окрестности и городские фермы. Далее минут 15 автостопа и молодая пара подкинула на спорткаре. Далее пересел на bla bla car и поехал в сторону Дюссельдорфа. Автобусы долгие, поезда дорогие, так что народный каршеринг - то, что надо, особенно, когда есть интерес пообщаться с немцами и завести знакомства.
Под Дюссельдорфом был в гостях у русскоязычного сыроеда. Они начинали с того, что хотели себя снабжать биопродуктами для сыроедения. И потом это перешло в семейный бизнес-ремесленничество. Продают то, что едят сами. Что продают, то едят сами. Без лишних лукавств.
Поставки идут из разных стран, но сезонные фрукты в основном идут из Испании. Конёк - авокадо. Сейчас, например, сезон манго. Пару дет назад было в районе 30 оптовиков, а сейчас всего 18. Малыши разоряются, ведь торговые сети "зачищают" и биорынок, и контрафакт биорынка. Поставляют в основном в биомагазины. Бизнес непростой, если не сказать, что хобби. Ведь магазины, даже био, очень похожи и в России. Куча дел, всем некогда, много продуктов, покупатели лениво бродят и даже реально качественные продукты получается тяжело протолкнуть. Рынки перенасыщены, перепроизводство и перепотребление, потребители не хотят много тратить на продукты, в том числе переплачивать маржу за органику. Есть ещё любимые автомобили, ипотеки десятилетиями, страховки, путешествия и др.
Словом, микробизнесу тяжело по оптовым и розничным отгрузкам биопродуктов. Живут в частном доме, на приусадебном участке холодный и обычный склад под продукты. В России можно было бы идеально отгружать отсюда, делать доставку, на дом, но тут спальный район и территория не предназначена для торговли - могут закрыть или соседи настучать-пожаловаться. В итоге в работе микробизнеса большую долю занимают поездки и отгрузки малых партий - изматывающая работа, напоминающая мне московскую благотворительность по распределению качественных продуктов в экологической урбанизированной катастрофе.
В биомагазинах Германии картина не сильно отличается от российской: низкая проходимость, куча упаковки и брендинга, простаивающая площадь. Отгружали также в итальянское одно местечко. Стильное и дорогое место: кафе + магазин. В зале стоят мешки с кофе и тут же машины по помолу и обжарке. Тут же открытый цех и оборудование по изготовлению множества вида макарон. Всё в дереве и дорогом стиле. Проходимости также почти нет. Незавидная судьба многих нишевых мест: простаивающие площади, кредиты, работники, товары и как следствие большая маржа, чтобы кормить всю эту необходимость.
На мой вопрос, также ли как в России, магазин работает не на владельцев, а на раньте, которые получают плату за аренду, итальянец за улыбался, похлопал меня по плечу и сказал, что "ты всё правильно понимаешь". В Москве также: титанический труд фермеров на ферме и предпринимателей на распределении идёт на то, чтобы кормить собственников недвижимости.
Интересной была поставка фруктов в деметеровский магазин на биодинамическую ферму. У них много своей продукции со своей фермы, с соседей-биодинамиков, а также ещё для ассортимента докупают на стороне (подробные фото и видео с этого места выкладывал в инсте и соц. сетях). У них там, конечно, огромная сила в кооперации биоферм рядом. И общий сбыт, и техника, и бартер продуктов и много чего ещё. Как обычно, много детей, практикантов со всего мира, голубоглазых добродушных западных славян. Узнал про практику и волонтёрство - ждут русских.
Когда на дворе лето и рядом фруктовая Испания, то, конечно, сыроедить просто и легко. Особенно, когда во дворе холодильный склад. С биопокупателями те же проблемы, что и в России: соскакивают на конвенциональные, блудят в торговых сетях, "некогда", "далеко", "куча дел сейчас". Приоритеты, конечно, у нас пока далеки от био: много внимания, ресурсов, эмоций уходит не пойми на что, но не на самые важные вещи.
Макдаки, например, почти полные. Макдаки - это особая песня. Они меня сильно выручали. С Дюссельдорфа нужно было добираться довольно далеко назад в Баварию. Поезда и автобусы с пересадками, дорого и скучно. Решил продолжить тестировать bla bla car и автостоп. Забронировал поездку до Ингольштадта - вотчины Audi. За рулём был молодой парень, сильно опоздал, но довёз великолепно и интересно пообщались. Учится в Голландии, рядом с Германией. В Голландии в разы больше выбор образовательный бизнес-программ на английском. В Германии выбор меньше.
Обучение стоит 6 тыс. евро в год на бакалавриате, но ЕС субсидирует и надо платить европейцам 2 тыс. всего в год. Поступить достаточно легко, сложнее сдать всё без хвостов. Дают общие возможности, а дальше, как говорится, трудитесь. То есть сильный отсев идёт не на входе, а в процессе. Водитель учился несколько лет в Перу по программе обмена. Он же ездил волонтёром в Новую Зеландию по wwoof и пробыл на ферме только одну ночь, так как "фермер" просто включил собственника дешёвой рабочей силы.
Помимо меня в машине должен был ехать ещё человек, но он отморозился перед выездом из-за этого весь рейс запозднился. Также с нами была девушка с Камеруна, у них 8 детей в семье. Несколько учатся в Германии, брат в Воронёже, кто-то уже взрослые. Учится и работает в Нюрнберге.
Доехали легко и просто. Много пообщались с молодым немцем. Довёз меня до вокзала в Ингольштадте. И вот передо мной уже остановка экспресса к моему городу, но понимаю, что очень скучно. Захожу в Макдак, заряжаю телефон, подключаю вайфай и смотрю рейсы на bla bla car. Нахожу один подходящий. До него идти 2,5 км. Я написал ей в чате и вотсапе и пошёл. Решил посмотреть город, прогуляться после долгой поездки. Подхожу почти на место и вижу турники - это редкость для Германии и тут же русский стоит. В Германии где турники - там русским духом пахнет. Подхожу на точку отъезда - девушка не отвечает никуда. В итоге уехала и потом извинялась, что была за рулём и не могла ответить.
Я не унываю. На заправке минут 20 спрашиваю, кто может подвести. Никто не соглашается. Подхожу рядом к KFC - там русская речь, но они едут в другую сторону. В итоге на заправке немка соглашается подвести в ту сторону. Проехали минут 10-15 по автобану и высаживает меня у макдака. Начинаю спрашивать водителей - все в другую сторону. Минут 15-20 холодных продаж. Нет результата. Решил выйти на автобан и там ловить. Прошёл. а там нет рядом никаких заправок и стоянок. Пошёл пешком рядом, за огорождением. Иду минут 20, смотрю фермы, сады, как земля используется.
И тут подъезжает полиция. Говорят, что в Германии нельзя ходить у автобана. Я говорю: "да, не вопрос". Перешагнул бордюр и пошёл по обочине поля. Пояснил им ситуацию, что иду до следующей стоянки и буду искать машину. Они посмотрели у меня в пакет, не своровал ли чего я. Иду метро 50. Опять подъезжают и говорят: "давай подвезём, а то далеко идти". Сел в машине к ним, рассказал про практику. Они сказали, что люди звонят в полицию, мол, пешеходы рядом с автобаном. Я так и не понял, это стукачество было или забота о ближних.
Подбросили до очередного макдака. Там опять минут 20 коммуникации - не берут. Девушка одна ехала туда, но что-то включила кокетку и побоялась. Мол: "Я одна, я девочка, я боюсь, спросите мужчин". Потом на стоянку подъехал паренёк почти на УАЗике. Сразу вязл меня. Ехал в Словению отдыхать. Молодой студент. С ним пообщались - он подвёз меня удобно до новой точки на трассе. Там уже надо было ехать в бок от автобана. Опять решил прогуляться. Иду минут 15, смотрю новый городок малый и красивый. Смотрю поля, дворы, архитектуру. Потом стала кончаться пешеходная часть и я решил опять постопить. Минут 5 без результата - не останавливаются.
Вдруг, машина сразу останавливается. Начинаю по-немецки, а парень по-русски говорит. Довёз почти до точки назначения. Программист из Ивано-Франковска. Добродушный, конечно, и отзывчивый. И вот я "дома" на базе во Фрайзинге. Вроде, можно было бы в разы быстрее добраться. Но столько посмотрел, пообщался, увидел, узнал. Особенно удивила иудейская ортодоксальная семья рядом с макдаком на автобане. Детей не успевал посчитать и мальчики малые, почти одинаково одеты и все уже по молодости в пейсах и шляпках, а мама достаточно молодая. Интересная идентичность в эпоху глобализации.