Найти тему
ТВ-3 и 1-2-3 Production

Ваш сын хуже всех: как не стоит вести себя учителю на родительском собрании

Оглавление

Дети всегда боятся родительских собраний. Но должно ли так быть? Что вообще может говорить учитель на родительском собрании? И что происходит, если он позволяет себе переступить черту? В конце концов, отношения между преподавателем и учеником строятся в парадигме «взрослый — ребенок», а не «надзиратель — заключенный».

Без суда и следствия

Например, студентка Московского архитектурного института Анастасия Ульянова рассказала, как в 9 классе она подверглась травле со стороны заместителя директора: «Бывало, я курила в школе со своим другом Никитой; на туалет всегда была направлена камера, и из-за этого нас часто замечали вместе. Я, конечно, понимала, что мы нарушаем правила, но не думала, что это обернется чем-то настолько ужасным, как то, что случилось, когда мы поехали в Питер». Нельзя сказать, что в Петербурге произошло нечто предосудительное: девушка с другом, как и все остальные школьники, смотрели фильмы со смартфона и играли в видеоигры по ночам, тайно собираясь в общих номерах, — ложиться спать их заставляли рано, и быть пойманным никому не хотелось. 

Фото: Сергей Карпенко
Фото: Сергей Карпенко

Следующим утром Анастасия и Никита, уставшие и невыспавшиеся, пришли на завтрак с синяками под глазами. Заместитель директора неправильно «сложила пазл» и на родительском собрании назвала девушку проституткой, обвинила в употреблении наркотиков. Мама школьницы была в шоке, а половина преподавателей промолчали, поддержав начальство в ее бездоказательных обвинениях. 

После этого случая к Насте относились как к аутсайдеру, ей специально занижали оценки. Девушке понадобилось много времени, чтобы восстановить репутацию в классе, — необдуманные слова учителя дискредитировали несовершеннолетнюю ученицу: этот случай не только настроил некоторых родителей против девушки, но и стал причиной многочисленных слухов, которые ещё долго ходили об Анастасии. 

Проблема нарушения простой этики в школе актуальна и до сих пор — но обсуждать ее открыто как-будто специально отказываются. Откровенно об отношении учителей к своим ученикам смогли сказать в российском сериале «Учителя», который вышел на онлайн-платформе PREMIER в конце августа. 

«Это не школа, это бардак», — скажете вы, когда посмотрите первые серии. Молодая и преданная своему делу учительница Маша Григорьева начинает работать в обычной московской школе. Чего хочет Маша? Учить, помогать, делиться знаниями с учениками, вдохновлять. Это видно по поведению, по тому, как она разговаривает с учениками, как ведет урок. 

Чего хотят остальные учителя, ее коллеги? Все, что угодно, только не вдохновлять. Директор перестраивает учебный процесс, чтобы угодить руководству и получить повышение. Учительница по алгебре специально цепляется к своему ученику на уроках, чтобы вызвать в школу отца, успешного бизнесмена в разводе. И навязывать она ему собирается вовсе не репетиторские услуги. 

Учитель, который публично унижает ученика, чаще всего просто реализует свои амбиции — во внимании, уважении или подчинении. Для учителя не важно, где это происходит — на личной встрече с родителями или на общем собрании. Но для ученика место имеет огромное значение. Почему нельзя обсуждать недостатки своего ученика публично? И что вообще может говорить учитель на родительском собрании? 

-3

Об этом мы поговорили с Мариной Ермолаевой, преподавателем русского языка и литературы, педагогом с тридцатилетним стажем. 

Как нельзя разговаривать на родительском собрании?

Если один из учеников является «проблемным», то ни в коем случае нельзя говорить об этом публично: таким образом вы можете его подставить, опозорить и повлиять на его отношения с учениками. Всеобщее родительское собрание необходимо для обсуждения организационных вопросов. Однако, как подчеркивает Марина Ермолаева, институт родительский собраний уже устаревает — его заменяют родительские чаты и социальные сети.

Как говорить с родителями, если у ученика проблемы?

Беседу надо проводить только с родителями ребенка в частном порядке. Но такой разговор возможен только при очень доверительных отношениях между людьми: и учитель, и родители  должны быть уверены, что ни у одной из сторон нет «камня за пазухой».

«Любому родителю — и даже мне как маме — трудно поверить, что мой ребенок мог сделать что-то не так. Взрослым об этом надо сообщать деликатно: я порой делаю это в легкой и ироничной форме, но исключительно в том случае, когда уверена, что мне доверяют и меня поймут правильно», — добавляет Марина Ермолаева.

Что делать, если родители не доверяют учителю?

Если ситуация иная и доверия к учителю совсем нет, то можно лишь посоветовать родителям поговорить со своим ребенком, причем совет должен быть лишен какой-либо конкретики или давления.

«В самых “опасных” случаях, когда учитель понимает, что родитель ему не доверяет или воспринимает его слова как пустой звук, стоит лично сказать родителю, чтобы он просто поговорил с ребенком. Без конкретизации, без аргументов, потому что все эти аргументы будут не до конца объективными», — подытоживает Марина Ермолаева.

Для любого родителя учитель их ребенка это в первую очередь авторитет, которому хочется доверять. История Насти, которую на родительском собрании публично обвинили в том, чего она не совершала, могла бы стать отличным сюжетом для откровенного сериала о реалиях современной российской школы. 

Но пока этого не произошло, самым откровенным сериалом о российском образовании можно назвать только сериал «Учителя». Его стоит посмотреть и преподавателям, и родителям — сюжет сериала помогает под другим углом посмотреть на то, что происходит в школах и наконец-то начать думать о том, что действительно важно — об учениках. 

Первые серии «Учителей» уже доступны на платформе PREMIER. Посмотреть их можно совершенно бесплатно, для новых пользователей действует трехдневный trial-период >>>