.
Подумал о том, что термин наслаждение , модный в психоанализе, (который грамотно отличает наслаждение , как психическую инстанцию от инстанции удовольствия, как инстанцию более сложную, хотя и более понятийно универсальную , и противоречивую ) , в христианстве , тем не менее, неприменим. В христианстве применимо понятие блаженства, а не наслаждения, или удовольствия. При этом, блаженными могут быть и скорбящие , и одинокие, и бедные и несчастные , как и можно быть блаженным от Бога, или во имя Бога. В христианстве, всегда, были и есть блаженные, при этом значения и смыслы понятия блаженства могут приобретать разные нюансы, в разных, конкретных случаях , и отличаться в православии и католичестве. Так, в православной традиции блаженными называют часто юродивых, а в католичестве , людей безусловно пребывающих на небесах , но еще, не признанных святыми. В католичестве блаженный (блаженная) означает статус перед канонизацией, и нередко служит предварительной ступенью к признании святости. Так, Мать Терезу, прежде , чем канонизировать, называли, вначале, Блаженной, а теперь (после состоявшейся канонизации) Мать Терезу - называют Святой . Хотя, конечно, Мать Тереза , при жизни - стала святой. В этом небольшом моем очерке, я коснусь и еще двух святых Терез, святых признанных - католической традицией.
А начну я свой очерк, издалека. Однажды, одна моя знакомая девушка написала о последней святой Терезе, о знаменитой матери, Терезе 20 века, которую на Западе причислили к лику блаженных, (а позднее и к лику святых.) Суть ее слов сводилась к тому, что вот, даже на фотографиях молодой Терезы, ощущается, какая она недобрая, и самоуверенная, что в глазах ее недостает доброты и сострадания, которые она встречала ,даже, в своих подругах. В их глазах это сострадание есть, а в глазах юной Терезы этого сострадания , не достает. Тереза была на редкость самонадеянной, и чуть ли не с детства писала, что станет знаменитой и святой, станет "воплощением любви" в католичестве. Вот, к чему она стремилась всю жизнь, и это ей, в конце концов и удалось. Что я бы на это девушке заметил? Просто сострадательные и добрые девочки не становятся святыми, и тем более признанными, и что бы воплотить свою детскую мечту, нужно быть не доброй и плачущей девочкой , а как минимум, обладать самосознанием и волей.
Добрых девочек много, и это не ново.
А вот что бы стать выразительницей добра и любви в земном мире, (став покровительницей этих добрых и плачущих девочек, да и вообще всех несчастных) - нужно быть другой, очень целеустремленной, верующей и сознательной. Нужно, уже , с самых ранних лет ощущать свое отличие от других, а значит и одиночество. И все это выдержать, не потеряв своей высшей цели. Вот поэтому, просто добрые девочки не становятся святыми. Потому, что этого очень мало. Что бы стать святой, нужно, как минимум родиться несчастной и сильной, просто же , добрые девочки становятся, разве, что добрыми мамами, или супругами, но отнюдь, не святыми. Что же касается дел любви и милосердия, их у матери Терезы более , чем достаточно.
Я , вообще, очень уважаю ее, и не считаю ее фигуру, ни капли, раздутой.
Мать Тереза заслужила того, что бы ее причислили к лику блаженных, и даже святых. Какой бы, Мать Тереза не была, она всю себя отдала Христу, Церкви, и Любви. Что меня поражает в матери Терезе? Что, с детства, она мечтала стать знаменитой святой, как и знаменитая певица Мадонна Чикконе, (можно сказать), которая тоже, родилась в верующей семье. И в итоге Тереза стала святой, а не променяла свою мечту на то, что бы стать поп-звездой - как это сделала Мадонна.Хотя, в детстве мать Тереза была довольно красивой.
Действительно, в юности у святой Терезы - гордое и красивое лицо.
Помимо знаменитой матери Терезы была еще и одна святая Тереза Лисьенская. Тереза Лисьенская жила как обычная скромная монашка, которую, никто даже, не приметил, при жизни, тем более, что и умерла она, совсем, молодой. Лишь после ее смерти, нашли ее дневник, который Тереза писала украдкой для себя, в монастыре. Дневник ее опубликовали, найдя его, всего лишь, интересным, однако, никто не предполагал, что книга ее станет бестеллером, и будет переведена на все европейские языки, а ее автор станет святой Терезой.
Чем же прославилась монахиня Тереза?
Прославилась Тереза из Лизье проповедью малого (обычного, скромного пути), поскольку святой она себя не считала. Вот что писала она например:"Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний .
Единственный способ доказать мою любовь — это разбрасывать цветы.
И эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви». Из-за подобных тирад, Терезу упрекали в сентиментальности, ребячливой духовности, религиозной инфантильности , в розовом христианстве, как выразился бы Константин Леонтьев, если бы прочитал ее дневники. Однако, отцы церкви защищали ее от критики, и писали о ней, что Тереза стала выразительницей святости для самых простых и обычных, и не самых образованных людей.
Именно таким пониманием святости Тереза и прославилась, войдя в плеяду трех святых Терез...
Их было три: Тереза Калькуттская (мать Тереза, жившая в 20 веке), Тереза Авильская (прославившаяся своей любовной и даже интимной страстью к Христу) и Маленькая Тереза из Лизье. Все три Терезы интересные, хотя и очень разные.
А роднит их то, что все три Терезы, в духовном смысле, были романтичными натурами.
В довершении темы о святых Терезах., вкратце коснусь еще одной, Святой Терезы Авильской, которую многие православные упрекают в чувственности и прелести. Судить в этом вопросе я не берусь, ибо, не считаю себя правомочным в этом вопросе. Что же касается "прелести" я слышал много разных мнений. Я спрашивал об отношении к Терезе Авильской у многих русских священников.
Ответы были самые разные.
Одни православные священники отзывались мне о ней с большой теплотой и любовью, другие скептично. А вот что касается ее стихов, здесь я судья, поскольку в поэзии я понимаю и разбираюсь, по крайней мере, больше, чем в вопросах святости ,(тем более, святости женской.)
И мог бы сказать, что Тереза Испанская была большим, очень талантливым поэтом.
Так считаю не только я, например и Елена Шварц ее стихи называла гениальными. Однако, писала стихи и Тереза из Льсье. Поразило, насколько стихи святой Терезы из Лизье похожи на стихи З.Гиппиус, которая кстати ее очень любила, (как впрочем и ее муж, Мережковский.)
Что меня наиболее всего поразило из прочитанного, перед Новым Годом?
Дневники Святой Терезы Лисьенской, которые я читал всю ночь Возможно, эти дневники можно назвать мазохистичными, или вообще бредом больной, однако, только любая западная философия сразу же блекнет на фоне дневников этой святой.
А весь Декарт вообще после нее ерундой какой-то кажется...
Потому , что у нее в дневниках полет, любовь сопряженная с желанием умереть из-за любви к Христу. А у Декарта сомнения насчет того ,существует ли он сам (или мир), или не существует. Думал я и о том, что зачем нужен феминизм? Только верующие святые такие как Тереза из Лисье способны возвысить фигуру женщины.
Кстати, прочитал я ее дневники на Католическое Рождество, 2012 года
Читал ее дневники, и думал, что то, каким будет Новый Год для меня не так важно... Куда важнее то, что ты открыл для себя в предновогодние дни, только в предновогоднее (рождественское) время случается чудо. Такое же чудо, как в сказке про Золушку, с часами Вечности на старинной башне. Пока их чудесный колокол звучит - тебе может что-то открыться, а после уже все станет слишком обыденным.
Весь Новый Год уже скучен до православного рождества.
Пьяные соседи выходящие на балкон в новогоднюю ночь - мало напомнят тебе посланцев от Бога. Это обыденный, языческий праздник, выражающий круговорот времени: Время совершило свой оборот... А предновогоднее время - соврем другое время. Именно в эти предновогодние, я открыл для себя Святую Терезу Лисьенскую (маленькую Терезу как с любовью называл ее философ Мережковский. )
Первое что я подумал, за что так любил ее Мережковский?
А видимо за то что напоминала она ему по стилю лучших русских религиозных философов - по манере писать, верить и изъясняться, ( на ум приходят такие русские мистики как Соловьев, Флоренский, или, Франк.) А вторая мысль, которая у меня родилась, что по сути, Святая Тереза из Лусье - это наша Зинаида Гиппиус, но жившая раньше ее, и во Франции.
Даже внешне они похожи, их лица.
Конечно, Святая Тереза очень влияла на Зинаиду Гиппиус, даже как поэт она много взяла от стихов Терезы. Но Тереза даже интереснее Зинаиды Гиппиус. Зинаида Гиппиус все-таки холодна, это такая вот мистическая змея в саду русского декаданса.
А Святая Тереза из Лисье - мистичная ласточка, взлетающая к Райскому Саду.
---------------
P. S.
Стихи Святой Терезы из Лисье
* * *
Когда на небе нет просвета,
И все вокруг меня молчит,
Я рада, принимая это,
Смирять себя и жить в ночи.
Приму Твою Святую волю,
И страхи все уходят прочь,
Мне радостна такая доля:
Любить, как день, глухую ночь.
Я рада малой оставаться,
Ведь если где-то оступлюсь,
Смогу тогда легко подняться,
И рядом будет Иисус.
Собрав всю нежность, что имею,
Скажу Ему: «Ты — жизнь моя!»
А если вера ослабеет,
Еще нежнее буду я!
Я рада слезы лить украдкой
И улыбаться всем опять.
Страданья не горьки, а сладки,
Когда умеешь их скрывать,
Тебя утешу — и наградой
Твоя улыбка станет мне.
Лишь за нее страдать я рада
И жить в чужой мне стороне.
Я счастлива в духовной битве
за избранных Тобой стоять.
И буду в пламенной молитве
Тебе усердно повторять:
О Брат Божественный, я рада
Прожить страдая и скорбя,
И для меня одна отрада:
Возможность радовать Тебя.
Я буду жить, о мой Спаситель,
Пока не скажешь мне: пора!
И я войду в Твою обитель,
Коль скоро Ты мне будешь рад.
В огне любви моей Отчизны
Хочу я непрестанно быть.
Не в смерти радость и не в жизни,
А лишь в одном — Тебя любить!