Найти тему
Гиганты из СССР

Павшие гиганты СССР. Алтайский тракторный завод

В октябре 1941 года Высший Совет народного хозяйства СССР принял постановление о строительстве Алтайского тракторного завода в городе Рубцовск, Алтайского края. Необходимость в постройке нового тракторного завода в сибирской глубинке была вызвана началом второй мировой войны, когда шло активное вторжение немцев на восток. В спешном порядке была произведена эвакуация оборудования с  ХТЗ (Харьковский тракторный завод), ОЗСМ (Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения). и СТЗ (Сталинградский тракторный завод). В начале 1942 года в Рубцовск прибыл первый состав оборудования Харьковского тракторного завода. На этом оборудовании предстояло собирать знаменитые алтайские гусеничные тракторы.  

Первый гусеничный трактор АСХТЗ-НАТИ был выпущен в трудный для Родины час – 24 августа 1942 года, когда сталинградцы героически защищали первенец советского тракторостроения на Волге.

 Трактор АСХТЗ-НАТИ
Трактор АСХТЗ-НАТИ

Алтайский тракторный завод стал единственным в стране заводом, где можно было приобрести гусеничные трактора для нужд фронта и тыла. Уже в декабре 1943 года завод выпустил первую тысячу гусеничных тракторов.

В декабре 1944 года здесь был изготовлен первый опытный образец гусеничного сельскохозяйственного трактора ДТ-54, завоевавший впоследствии популярность у механизаторов нашей страны и за рубежом. Модель гусеничного трактора нового поколения была настолько успешной, что в 1949 году гусеничный трактор ДТ-54 начал производить Волгоградский тракторный завод. Этот гусеничный трактор послужил базовой основой для производства самого популярного и массового гусеничного трактора в СССР ДТ-75. Так же популярна была модель гусеничного трактораДТ-54 с бульдозерным оборудованием. Гусеничный бульдозер ДТ-54 был одним из первых бульдозеров в стране.

Трактор ДТ-54
Трактор ДТ-54

К концу сороковых годов Алтайский тракторный завод перегнал по количеству выпускаемых тракторов Харьковский тракторный завод. Это произошло благодаря поточной системе производства конвейерного типа, внедренной на заводе.

1 июля 1946 года Алтайскому тракторному заводу было присвоено имя М.И. Калинина.

В 1956 году принято решение об организации на Алтайском Тракторном Заводе производства гусеничных трелевочных тракторов для лесной промышленности. В начале 1957 года АТЗ выпустил переходную модель трелевочного трактора ТДТ-55 (Трактор дизельный трелевочный). Прототипом этого трелевочного трактора был ТДТ-40 разработанный в 1954 году на Минском тракторном заводе в содружестве с НАТИ. Впоследствии трелевочный трактор ТДТ-40 выпускался Онежским тракторным заводом. В сентябре 1957 года без остановки производства сельскохозяйственного трактора был собран первый трелевочный трактор на гусеничном ходу ТДТ-60 для лесозаготовительных работ, на радиаторе которого выделялись знакомые три буквы «АТЗ». От ТДТ-55 он отличался форсированным двигателем, развивающим мощность в 60 л.с. ТДТ-60 являлся более мощным трелевочным трактором по сравнению с его предшественниками ТДТ-40 и ТДТ-55. 

Трактор ТДТ-60
Трактор ТДТ-60

С освоением производства трелевочных тракторов Алтайский Тракторный Завод превратился в одно из крупнейших предприятий на Востоке страны.

Конструкторы Алтайского тракторного завода продолжали работу над более мощным трелевочным трактором. На базе серийного гусеничного трактора ТДТ-60 они произвели гусеничный трелевочный трактор ТДТ-75, а также гусеничную транспортную машину ТСТ-80 для транспортировки грузов по бездорожью.

Трелевочный трактор ТДТ-75
Трелевочный трактор ТДТ-75

В 1970 году Алтайский завод выпустил новый гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-4А мощностью 130 лошадиных сил, который производился вплоть до 1998 года. Кроме того, началось производство нового многофункционального трактора ТТ-4.

Трактор ТТ-4
Трактор ТТ-4

В 1974 году предприятие было переименовано в производственное объединение «Алтайский тракторный завод». В 70х-80х годах Алтайский тракторный завод был одним из крупнейших промышленных предприятий на территории СССР. В 1984 году не только в крае, но и в стране заговорили о тракторе нового поколения – гусеничном сельскохозяйственном тракторе пятого тягового класса Т-250, который был создан на АТЗ, прошел успешные испытания с трактором «Челленджер-65» американской фирмы «Катерпиллер» и был рекомендован к производству.

Трактор Т-250
Трактор Т-250
Трактор  "Челленджер-65"
Трактор "Челленджер-65"

В начале 90-х годов по объективным экономическим причинам спрос на выпускаемые трактора сильно упал. Государственные тракторные заводы приватизировались и переходили в частные руки. Это были тяжелые времена для всей промышленности, резко упали объемы сбыта. Приобрести трелевочный или сельскохозяйственный трактор мог далеко не каждый. Тем не менее, была проделана огромная работа по расширению сферы применяемости гусеничных тракторов. Начато производство многих узлов и деталей на своих площадях (ранее они закупались на стороне).

В 1990 году инженерами Алтайского тракторного завода был модифицирован лесной трелевочный трактор ТТ-4. Новая модель получила название ТТ-4М (модернизированный). ТТ-4 претерпел ряд изменений, начиная от двигателя и заканчивая внешней компоновкой кабины оператора.

 Особенностью ТТ-4М стало смещение кабины влево, улучшение ее комфортабельности. Кабина трактора приобрела форму трапеции и стала одноместной. Рядом с кабиной на ТТ-4М размещается более мощный 130 сильный дизельный двигатель А-01 МРСИ, имеющий  меньший расход топлива . Лесной трактор ТТ-4М имел более высокие тяговые свойства, создавал меньшее давление на грунт  и имел повышенную грузоподъёмность трелевочного оборудования. Вместе с тем увеличились габаритные размеры и вес трактора.

Трелевочный трактор  ТТ-4М
Трелевочный трактор ТТ-4М

В 2009 году завод Алтайский трактор прошел процедуру банкротства. Это послужило началом возникновения множества мелких производственных предприятий, которые специализировались, как правило, на производстве модели модификаций трактора ТТ-4М. Сейчас купить трелевочный трактор можно на предприятиях  Сибирь-Техника, Леспожмаш, Лесмаш, Алтайагромаш и др. Модификации трелевочного трактора ТТ-4М, производимые этими предприятиями, имеют названия: МСН-10, ТЛ-5АЛМ, ТСН-4, ТЛП-4М Т-147 и др. Отдельное внимание заслуживает Онежский тракторный завод, выпускающий трелевочные тракторы Онежец-320, Онежец-350, Онежец-310 и др.

Сборочный конвейер ТТ-4М
Сборочный конвейер ТТ-4М

В 2011 году завод Алтайский трактор претерпел колоссальные потрясения. В связи с накопившимся до критической точки кредитной задолженности РАТМ-Холдинга (в структуру которого входил АТЗ) было принято решение о банкротстве предприятия. После чего более двух лет происходил передел имущества м/у акционерами и руководящим составом. 3 года, обернувшиеся полной катастрофой и разрушением большей части производственных мощностей, снос сердца АТЗ - здания заводоуправления и продажей имущества являются поистине черной полосой в истории завода.

В 2014 году по инициативе группы бывших соучредителей совместно с управлением создают вновь образованную структуру юридических лиц "АЛТАЙСКОЕ ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" (АТО) - ООО "Алтай Трактор", ООО "Завод Алтайский Трактор", ООО "АлтайАгроСнаб". С первого года был введен в производство новый энергонасыщенный трактор А-130 и возобновлено серийное производство тракторов Т-402-01 и ТТ-4М общим объемом 30 единиц в год.

В 2016 году АТО возобновило производство мощного энергонасыщенного трактора Т-404 с торсионной подвеской 5го тягового класса.

В настоящее время производство объединения сосредоточено на 3х производственных площадках в городе Рубцовск, одна из которых по-прежнему находится на легендарной улице Тракторной на территории бывшего АТЗ.

Трактор Т-404
Трактор Т-404