Найти тему
НУАР-NOIR

Революционный нуар эпохи застоя

Когда история таит в себе криминальную тьму

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Прежде чем поборники официальной грамматики начнут возносить проклятия в мой адрес, хотелось бы отметить, что политическое прилагательное, вынесенное в заголовок материала, написано, безусловно, правильно. По крайне мере, по логике тех, кто был первыми большевиками. Если вы хотя бы поверхностно знаете русский язык, то должны ведать, что прилагательные основанные от существительных, заканчивающихся на букву К, содержат в себе суффикс ЦК. Например, казаК – казаЦКий, кабак – кабаЦКий, дураК – дураЦКий

«Большевисты» и произведенное от них прилагательное «большевистский» - это германицизмы. В рамках данного материала нас мало интересует то, были или не были большевики «немецкими шпионами», а волнует лишь то, что до Первой мировой войны многие революционеры (к слову сказать, не только большевики, и не только социал-демократы) находили себе убежище на территории Германии, если быть точным, то в кайзеровской империи.

-2

Фильм, о котором мы поведем сегодня речь, вышел на экраны в 1981 году. Тогда он не получил широкой известности, хотя его режиссером был классик советского кино Виталий Мельников (вспоминайте «Начальника Чукотки» и «Невест ефрейтора Збруева»). Не знаю, были ли знакомы создатели этой ленты с теорией нуара, однако фильм «Две строчки мелким шрифтом» очень напоминает творения, которые относятся к этому мрачному мета-жанру.

-3

По структуре кинокартина весьма напомнила классический нуар «Убийцы» (1946) – основное действие прерывается отступлениями в прошлое, которые нередко идут вовсе не в хронологическом порядке. Если говорить о сюжетной линии, то она нечаянно напомнила «Девушку с татуировкой дракона». По крайней мере, в той части, что «невольному сыщику» предстоит распутать дело далекого прошлого, которое имеет очевидную политическую подоплеку.

-4

В советской ленте роль «частного детектива» отведена работнику ленинградского архива (его играет С. Шакуров), который на похоронах одного старого большевика обнаруживает фото. Оно привлекает внимание, так как с него «не удален» некто Степан Тишков, который в далеком 1912 году был заподозрен «революционными товарищами» в работе на охранку, то есть (якобы) был политическим провокатором. Копаясь в деталях этого дела, Федор Голубков (как раз упомянутый архивный работник) начинает разбираться с обстоятельствами смерти мнимого провокатора Тишкова, в результате чего обнаруживает массу нестыковок. Это заставляет его усомниться в официальной версии.

-5

Сайт про кино и нуар http://noir-film.ru/

Что ещё роднит этот фильм и классически нуар? Во-первых, сомнение в виновности того, кого всё считают «преступником». Если триллер задается вопросом: «Почему преступник?», детектив – «Кто преступник?», то нуар выражает активное сомнение: «А является ли преступник собственно преступником?» В данном случае, когда Голубков спасет «доброе имя» человека (хотя и давно погибшего), то есть явная перекличка с классическим нуаром «Звонить: Нордсайт 777» (1948). А ещё архивного работника (подобно частному детективу из нуара) отговаривают от расследования. Только в нуаре обычно это делают в жесткой форме, нередко с применением револьвера и кастета. В советской ленте подобные попытки предпринимались в «мягком варианте».

Новый лидер показов нашего канала

В фильме не дается однозначного ответа, кто был «настоящим провокатором», приводятся лишь версии, подкрепленные объективными сомнениями. Хотя когда в среде революционеров видишь персонажа, которого играет актер Валерий Баринов, известный ролями двурушников и стяжателей, то тайна по большому счету перестает быть тайной. Так сказать, амплуа больше чем жизнь. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро продолжим анализировать так называемый «советский нуар», а потому не забывайте читать наши материалы! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»