Найти тему
CFO-Russia.ru

Как перевести обучение сотрудников в онлайн: 5 правил от Coca-Cola HBC Россия

Перевод программ по развитию персонала в онлайн-форматы экономит ресурсы и позволяет привлекать к обучению спикеров самого высокого уровня вне зависимости от географии. Но как сделать так, чтобы программа не превратилась в череду скучных однообразных вебинаров? Советами по диджитализации образовательных HR-практик поделилась старший эксперт по управлению талантами Ксения Шашмурина.

Последние несколько лет наша компания старалась развивать digital-направление в работе HR, но нельзя было сказать, что мы уже ворвались в цифровую эпоху и пользуемся всеми ее преимуществами. Внедрение многих цифровых инструментов масштабно началось только в 2018 году.

Тем не менее, мы смогли в сжатые сроки перевести существенную часть программ по развитию персонала в онлайн-формат, удержать высокую вовлеченность на протяжении всего обучения и создать сильное комьюнити. Сейчас использование диджитал-инструментов позволяет экономить массу ресурсов как организаторам, так и участникам программ. И одновременно – резко снижает зависимость от географии. Ведь если обучение ведется дистанционно, то местоположение спикеров и участников не играет никакой роли. Команды из любого региона страны получают возможность учиться у лидеров и получать уникальный опыт из первых рук.

Диджитализация программ развития не потребовала от компании больших затрат. В нашем случае это делалось HR-командой из 3-4 человек. По приблизительным подсчетам, на перевод отдельного проекта в онлайн требуется 20-30 часов работы такой небольшой команды.

На сегодняшний день мы успели трансформировать два крупных образовательных формата.

Первый из них – Learning Club. 

Эта площадка создавалась для ускоренного развития персонала, повышения компетенций и погружения в текущие бизнес-задачи. Всего в Learning Club обучается около 300 сотрудников ежегодно. Раньше у каждой группы из 20 человек был свой координатор, который проводил личные встречи и транслировал информацию Центрального офиса поддержки. Перейдя в онлайн, мы централизовали и упростили процесс. Теперь один спикер может работать с группами более 100 человек, а все вводные данные и материалы поступают из единого информационного центра. В рамках Learning Club 11 лидеров со всей России уже поделились своими рекомендациями и лайфхаками.

Статистика показывает высокий интерес пользователей. 70% участников слушают мероприятия онлайн, 30% – в записи, при этом участники рекомендуют темы, заявленные в клубах, для других сотрудников.

Второе переведенное в онлайн решение – площадка «Бизнес-марафон».

Ранее она предусматривала очные мероприятия с представителями различных подразделений в городах присутствия. На таких встречах анализировали работу отдельных функций компании, но в основном формат ограничивался монологом спикера и ответами на вопросы.

В digital-варианте «Бизнес-марафон» превратился в удобную онлайн-платформу с вебинарами, тестами, практическими заданиями и финальной защитой проектов. Сейчас мы запускаем уже третий поток, в каждом из которых участвуют по 40-60 сотрудников. Причем однажды созданную программу обучения мы запускали несколько раз в 2018-2019 годах, дополняя ее небольшими обновлениями.

В процессе диджитализации мы использовали самые разные технические решения – от Skype for business и Adobe Connect с возможностью проведения презентаций до интерактивных вариантов: Kahoot, Mentimeter или Random.org. Сейчас в качестве основной площадки остановились на Microsoft Teams.

Какое из решений вы выберете для перевода в онлайн программ развития, не так принципиально. Наш опыт показывает, что успех digital-программ обеспечивают не сложные технические навороты, а контент и грамотная организация процесса. В общем виде это можно свести к нескольким простым, но важным рекомендациям.

1. Правильно адаптируйте материалы

Основной канал в онлайн-обучении – визуальный. Поэтому все материалы для digital-программы должны быть более яркими, броскими и привлекательными, чем обычно.

А главное – более динамичными. Следить за выступлением дольше 20 минут сложно даже в офлайне. А в режиме онлайна нужен совершенно другой ритм. Если речь идет о вебинаре, то каждые 3-5 минут желательно менять картинку или формат работы, чтобы у пользователей возникало ощущение хорошего, бодрого темпа и не было соблазна заскучать или отвлечься. Пригодятся оригинальный нейминг, нешаблонные иллюстрации, видео и даже мемы. И избегайте официоза в контенте: он неизбежно нагоняет на участников тоску, даже если у вас интересная тема и харизматичный спикер.

2. Подготовьте выступающего

От спикера в онлайне зависит не меньше, чем на очных встречах. Он должен уметь работать с голосом и удерживать аудиторию. Конечно, если вам удалось привлечь опытного эксперта, который к тому же является прекрасным оратором, интерес к нему в любом случае будет высоким. Но такая возможность есть не всегда.

Поэтому для онлайн-выступлений в режиме монолога лучше использовать те же правила, что и для всего остального онлайн-контента. То есть – регулярно менять картинку, обогащать презентации видеоматериалами и броскими заголовками.

Кроме того, можно задавать именные вопросы, обращаясь к конкретному участнику. Для этого достаточно открыть список активных пользователей и спросить одного из них, что он думает по поводу сказанного. Также полезны классические вебинарные приемы, вроде «Поставьте плюсик те, кто» или просьбы ответить на вопрос в комментариях.

3. Вовлекайте участников в создание контента

Людям дорого то, что они делают сами. В случае с онлайн-обучением это важно вдвойне. Не стоит превращать участников программ в пассивных слушателей. Опыт показывает, что многие из них отлично справляются с созданием контента. Например, один из наших сотрудников провел собственное исследование внутри своего региона и сделал интересное и полезное выступление на одной из сессий Learning Club, как использовать менторинг в повседневной деятельности.

В плане вовлечения будет полезна почти любая практическая работа. Так, перед участниками «Бизнес-марафона» ставятся конкретные задачи – исследовать завод, посчитать KPI для того или иного проекта. Задания могут быть не только «на освоение материала», но и неформальные. Время от времени мы проводим с участниками фотомосты или просим их прислать селфи с предприятия, на котором они выполняют полученные задачи. А потом награждаем сотрудников в разных импровизированных номинациях – например, за самые задумчивые или самые забавные фото.

4. Настройте обратную связь

Отсутствие привычной обратной связи – главная сложность при организации онлайн-программ по развитию персонала. Поэтому мы регулярно просим участников оценить конкретный курс или презентацию. Кроме того, на старте онлайн-проекта мы использовали чат-бот для вопросов на chatbotmother.com. Из-за корпоративных ограничений от него пришлось отказаться, однако мы нашли сопоставимые возможности в рамках внутренних IT-решений.

Чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, мы также стараемся вовлекать участников в неформальное комьюнити. Активно используем социальные сети, проводим коммуникационные кампании. В Instagram публикуются фото участников онлайн-программ и рассказы о них, различные «правила жизни» от самих слушателей, экспертов и лидеров.

Вдобавок мы пользуемся чатами, где участники могут оперативно задать вопрос и получить консультацию.

Многое здесь зависит от координатора онлайн-программ. Хотя в большинстве случаев они не знают участников лично, не стоит игнорировать дистанционное общение. Всегда можно написать в чат, поставить лайк в социальной сети, позвонить и узнать, как идут дела.

5. Не забывайте об очном формате

Даже при соблюдении всех перечисленных принципов не стоит полностью отказываться от работы в офлайне. Личные встречи – это энергетика, возможность наладить персональные контакты и продемонстрировать активность, которую сложно было бы проявить онлайн.

Безусловно, в рамках перехода на digital-форматы мы значительно сократили количество очных мероприятий. Если раньше у нас было пять очных сессий по два-четыре дня, то теперь офлайн-сессии занимают в общей сложности шесть-восемь рабочих дней.

Такая комбинация позволяет, с одной стороны, значительно экономить ресурсы, а с другой – использовать преимущества обоих форматов. И в итоге делать программы максимально результативными.

Узнать больше о возможностях повышения эффективности работы сотрудников в ОЦО вы сможете на Двадцать четвертой конференции «Общие центры обслуживания: фокус на управление персоналом», которая пройдет 13-15 ноября 2019 года в Москве.

Источник: COSSA.RU