Давайте немного поностальгируем и постараемся вспомнить вашу первую игру. Наверняка, как только вы преодолели главное меню и игра наконец загрузилась, у вас возник немаловажный вопрос: "А на какие клавиши ходить?". Ответ зависел от того, какой на календаре был год. Ведь всем известно, что сначала геймеры играли со стрелок, а потом дружно пересели на WASD. Или же всё было не так просто.
Сейчас эти клавиши используются не только для передвижения в RPG, шутерах, головоломках, в великом множестве прочих жанров, но и для управления камерой, например, в стратегиях.
С чего всё началось
На заре эпохи компьютеров для ввода и взаимодействия операторы и устройства использовали компьютерный терминал. Как правило, это были совмещённые в одно громоздкое тело: дисплей, клавиатура, принтер и различные другие манипуляторы. Однако клавиатура на таком устройстве выглядела не совсем обычно. Стрелки для управления курсором появились только на клавиатуре LK201 от компании Dec. До этого всё ограничивалось буквенными клавишами, пробелом и парой служебных кнопок.
Более дорогие компьютеры могли себе позволить увеличить себе клавиатуру и добавить с боку цифровой блок. Иногда функция этого блока переключалась со стрелок на цифры. Взгляните на свою клавиатуру, на правом цифровом блоке и сейчас рисуют стрелки для управления.
Бабушка всех современных шутеров от первого лица MAZE WAR была жутковатой и захватывающей. В ней вы оказывались в лабиринте, по которому летают семь огромных глазных яблок и пытаются убить друг друга, а вы одно из них. MAZE WAR была первопроходцем среди игр от первого лица. Поворачиваться в ней можно было пока только на 90 градусов, а целиться вовсе не нужно – главное успеть выстрелить в сторону противника быстрее него. Выпущенная в 1973 году игра была двухмерной, компьютерные мыши тогда в моду не вошли, и всё управление осуществлялось с помощью стрелок на клавиатуре.
Мышь геймеру в те времена была не очень-то сильно и нужна. Всё, что могло ему понадобиться, было привязано к клавишам на клавиатуре. Каждая новая игра выдумывала управление заново, пытаясь сделать его более удобным. Со временем приоритет стали отдавать стрелкам, благо они наконец закрепились на клавиатуре. Но общепринятого стандарта всё не было, и клавиша ходьбы вперед бодро скакала по кнопкам, а когда игроки вооружились ещё и мышью – всё окончательно запуталось. Стало элементарно неудобно держать руки на стрелках и на мыши одновременно, полностью перекашиваясь в право. Поэтому кто-то продолжал игнорировать мышь, а кто-то стал экспериментировать.
Появление управления WASD
Управление WASD появилось именно в шутерах от первого лица, что довольно логично. Обычно эту схему связывают с пионером киберспорта с Dennis "Thresh" Fong, однако не он придумал такое сочетание клавиш.
Культовый DOOM, выпущенный в 1993 году, предоставлял игроку двухмерный обзор, под ноги или потолок было не взглянуть. Это сильно упрощало жизнь тем, кто пока что сторонился мыши и управление с клавиатурой казалось логичным. Так думал и Dennis "Thresh" Fong. Он так думал ровно до того момента, пока не начал проигрывать своему брату. Тот использовал в игре и трекболы и клавиатуру. "Thresh" тоже решил пересесть на мышь и столкнулся с проблемой. Левой рукой было неудобно тянуться от стрелок к клавише Ctrl и пробелу, а правая рука была занята уже мышью. И тогда он начал экспериментировать с клавишами и остановился на WASD. Не "Thresh" придумал комбинацию WASD. Она родилась в глубинах игровых форумов в начале 90-х. Однако надо отдать ему должное, популярность WASD приобрела именно благодаря ему.
Во второй части Quake, вышедшей в 1997 году, добавили настройки Dennis "Thresh" Fong, как готовой конфигурации, но по умолчанию за управление всё ещё отвечали стрелки. К этому времени игроки по всему миру меняли настройки управления вручную, переназначая клавиши разработчиков на WASD. В 1998 году сотрудники Valve сделали WASD схемой управления по умолчанию в Half-Life, чем окончательно закрепили её в качестве стандарта для шутеров от первого лица.
На этом у меня всё! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии и делитесь статьёй в соцсетях! Всем спасибо за просмотр!