Найти в Дзене
travelwithabook

Мама-анархия

Мэтт Рафф "Канализация, Газ & Электричество" Взмахнув в последний раз, она отчалила и пошла курсом в глубокое дерьмо, а Айн Рэнд освещала ей путь. Самый большой плюс этой книги - персонажи. Книга абсолютно по-дурацки затягивает с первых страниц. И не повествованием, а списком действующих лиц и их говорящими фамилиями: Двадцать Девять Названий Снега, подкидыш народа инуит И вся толпа георев в итоге получилась разношёрстной, интересной и крутой. И за каждого действительно переживаешь. Из самых заметных минусов - есть один переводческий ляп. Попай моряк в книге назван "морячком Пучеглазом" со ссылкой на комиксы Элзи Сигара в примечаниях. Но это - вопреки всему - единственное место в трилогии, на котором глаз задёргался. А теперь про не самое очевидное. Все авторские упущения подёргиваний в глазу не вызывают, хотя есть много странного и непроработанного. Вот, например, автор пишет про недалёкое будущее из своих девяностых - в книге идёт всего лишь 2023 год. Обычно фантасты и футурологи
Оглавление

Мэтт Рафф

"Канализация, Газ & Электричество"

Взмахнув в последний раз, она отчалила и пошла курсом в глубокое дерьмо, а Айн Рэнд освещала ей путь.

Самый большой плюс этой книги - персонажи. Книга абсолютно по-дурацки затягивает с первых страниц. И не повествованием, а списком действующих лиц и их говорящими фамилиями:

Двадцать Девять Названий Снега, подкидыш народа инуит

И вся толпа георев в итоге получилась разношёрстной, интересной и крутой. И за каждого действительно переживаешь.

Из самых заметных минусов - есть один переводческий ляп. Попай моряк в книге назван "морячком Пучеглазом" со ссылкой на комиксы Элзи Сигара в примечаниях. Но это - вопреки всему - единственное место в трилогии, на котором глаз задёргался.

А теперь про не самое очевидное.

Все авторские упущения подёргиваний в глазу не вызывают, хотя есть много странного и непроработанного. Вот, например, автор пишет про недалёкое будущее из своих девяностых - в книге идёт всего лишь 2023 год. Обычно фантасты и футурологи ускоряют темпы развития технологий, а тут наоборот почему-то получилось медленно. В 2019 читается слегка смешно - многое успело устареть уже сейчас: механическая собачка с двигателем внутреннего сгорания на самом деле могла бы быть роботом на батарейках, про характерный звук модема многие вообще успели позабыть - а в книге это всё есть. А еще Мэтт Рафф наивно не верит в то, что с книгами что-то случится:

Хотя Электрокниги пока лишь дополняли, а не заменяли типографские - основанная на бумаге Америка еще не желала отказываться от осязаемости и конкретности печатных изданий...

Раньше тоже не верили, что телевидение заменит театр. Ага...

С diversity и inclusion, а также с политкорректностью, получилось 50/50. В книге есть слова "африканцы" и "афроамериканцы", но:

...Электронегры, торгующие газетами у специальных стоек на тротуарах...

Расизм вскользь затронут темой идеальных негров, но не докручен. И при этом такой толстый и прекрасный наброс у Раффа получился на позитивную дискриминацию, которая не настолько на поверхности:

- ...защитить толерантность, поддержав студентов из притесняемых групп. Белых мужчин не притесняют.
- Но если сделать их единственной группой, которой нельзя сопротивляться вражеским нападкам, то они как раз и остаютсяпритесненными.

Но вообще - в том, что технического прогресса не касается - очень многое оказалось в точку. То, как в книге описаны актуальные общественные тренды, похоже на классический приём в риторике - гиперболизировать аргументы оппонента так, чтобы камня на камне от них не оставить. Вот, например, какой чудесный феминизм на первой (и единственной) английской подводной лодке класса "Ужасная Мегера" с ядерным вооружением. А капитан "Города Женщин" - Уэнди Душегуб - хрестоматийная террористка-феминистка, а еще есть экологический терроризм, есть про ядерный психоз:

Внезапное извержение вулкана Камерун приняли за ядерную атаку Лиги; союзники нанесли ответный удар, сбросив ДУРУ (Дружелюбное Устройство Радиационной Активации) на Лагос, город-порт в Нигерии.

Оглядки на объективистский манифест Айн Рэнд "Атлант расправил плечи" начинаются с самого начала книги, с поездов:

Его нелюбовь к полётам стала легендой: если путешествие действительно неизбежно, Гарри предпочитал поезд - он даже построил сеть "транзитных молний", объединяющую сотню городов, почти единолично начав тем самым в Америке эпоху железнодорожного возрождения XXI века.

Продолжается уже без обиняков: 

- Его забили до смерти, - сказала Джоан. - Книгой "Атлант расправил плечи".

А потом главная героиня и вовсе вступает в предметный диалог с духом Айн Рэнд. Кажется, что с ней дискутирует сам автор, и складывается ощущение, что он вообще всю книгу затеял, чтобы с ней поспорить. Но, с точки зрения любителя литературного треша, "Атлант расправил плечи" - чудовищно занудная высокопарная книга. А у Раффа получилось её пересказать в разы лучше, чем написан оригинал. 

"Атлант расправил плечи" - это был роман о будущем. Не о том, которое настало, а о том, что существовало в 1940-х, каким его видела Айн Рэнд в комнатушке на калифорнийском ранчо, где она написала первые из этого великого множества слов.

Мэтт Рафф тоже пишет из своих девяностых про то будущее, которое он из них видит. Получилось сочно, смачно и драйвово. И умеренно бестолково. В книге много всяких разных несостыковок и непродуманностей, и эстетам, наверняка, не понравится. Но у Раффа получилась такая адская движуха, что рядовому любителю забористого книжного треша оторваться невозможно. Это не киберпанк, а просто панк. Придурковато и очень весело.