В третье воскресенье августа, пришедшееся в этом году на 18-е число, все, кто так или иначе связан с отечественной авиацией, отметили свой профессиональный праздник.
Благодаря наличию в нашем древнем и славном городе-герое АО «Смоленский авиационный завод» его можно считать вполне авиационным. Так что если и было с кем обсуждать по существу прошедший праздник, а также состояние и перспективы развития отрасли, то с генеральным директором предприятия Сергеем НИКОЛЬСКИМ, который рассказал о перспективах малой авиации, будущем аэродрома «Северный» и не только.
Авиаторы – люди призвания
- Сергей Григорьевич, не терпится узнать от вас последние новости о будущем аэродрома «Северный», перспективах малой авиации, которой вы искренне увлечены, делах на крупнейшем смоленском предприятии…
Но для начала расскажите о прошедшем вашем профессиональном празднике, который и стал поводом для беседы. Что он лично значит для вас, как его отмечают на СмАЗе?
- Часто в различных профессиях бывает так, что люди, принадлежащие к ней, считают себя особенными. Относится это в полной мере и к авиаторам. Я не имею в виду, что мы лучше других. Все профессии важны. Но все же освоение неба – этой совершенно не приспособленной для человека среды – требует от нас высочайшего профессионализма. Ведь даже малая ошибка и невнимательность неминуемо ведут к катастрофам и жертвам. Здесь почти невозможно что-то имитировать. Или техника сделана хорошо и долго безопасно летает, или дает сбои со всеми вытекающими.
Небо, как говорится, не обманешь. И это в полной мере касается всех: конструкторов и инженеров, рабочих, испытателей, летчиков, диспетчеров, стюардесс… Небо диктует предельную концентрацию, идеальный порядок, слаженность всех служб и коллективов. Но такая самоотдача и постоянное повышение профессионализма вряд ли возможны без любви к своему делу. Мне, работая всю жизнь в авиации, приходилось всего несколько раз встречать случайных людей, но сама среда их быстро отбраковывала.
Так что для меня, естественно, День Воздушного Флота России – это особый праздник, когда можно от всей души поздравить коллег и пожелать им всего самого наилучшего, точно при этом зная, что в ответ идет такая же искренность, основанная на любви к своему делу.то касается Смоленского авиационного завода, то мы накануне проводим торжественное мероприятие для коллектива, чествуем передовиков производства и награждаем их, делаем интересную концертную программу. Не забываем и ветеранов предприятия особенно немногих оставшихся в живых фронтовиков и тружеников тыла. Обязательно направляем им поздравления и подарки. Одним словом, все проходит очень тепло, искренне, в своем кругу, т.к. вход на режимный объект, сами понимаете, ограничен.
Читайте также: Смоленский авиационный завод – о реалиях и перспективах обеспечения авиапрома специалистами
Гособоронзаказ – по плану
- Упоминание режимного объекта – повод спросить про выполнение гособоронзаказа. Подробности, понятно, невозможны, но в общих чертах.
- Предприятие крепко стоит на ногах, имеет хорошие государственные заказы и все выполняет по плану в полном объеме. Завод - один из лучших в отрасли и, уверен, таковым останется. Мы стараемся строить работу так, чтобы сконцентрировать у себя как можно больше добавленной стоимости с каждого изделия. Это достигается постоянным повышением квалификации кадров и усовершенствованием материально-технической базы.
Не менее важно, кроме высокого качества нашей продукции, и то, что обеспечиваются рабочие места со стабильной достойной оплатой и полным соцпакетом. А это работает на всю Смоленщину в целом.
Вот, пожалуй, и все, что можно рассказать о гособоронзаказе.
Работа по аэродрому идет
- Сергей Григорьевич, многих смолян интересует судьба аэродрома «Северный». Мы с вами уже общались по этому поводу. Вы тогда высказывали осторожный оптимизм по вопросу.
- Скажем так, сейчас могу выразить уже уверенный оптимизм. По линии администрации Смоленской области ведется работа, чтобы аэродром передать из ведения Министерства обороны РФ в Минпромторг, в иную какую структуру или организацию, способную развить объект до полноценного аэровокзала.
- Смоленский авиационный завод может стать такой структурой?
- Возможно, хотелось бы. Я все же надеюсь запустить на заводе серийное производство легкомоторных самолетов, и в таком случае аэродром нам крайне необходим.
Ведь по сути это потенциальное ядро крупного кластера. Если на базе аэродрома появится аэровокзал пусть даже с перелетами эконом-класса в те же Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград, Крым…, то это выведет Смоленщину на новый уровень. А то ведь сейчас многие смоляне летают через Витебск и Москву. А если мы говорим о привлечении в регион инвестиций, то потенциальные инвесторы смотрят на отсутствие воздушного сообщения в области, и это для них существенный минус.
Далее надо, конечно, делать в смоленском аэровокзале и таможенный терминал, чтобы принимать самолеты из-за границы. Ведь и Смоленск, и область обладают колоссальным туристическим потенциалом. Уверен, что открытие воздушного сообщения с другими регионами страны и зарубежными государствами в совокупности с комплексом сопутствующих мер привлечет к нам массу туристов, а значит и деньги, создаст дополнительные рабочие места, наполнит бюджет.
Цель – серийное производство
- Вы упомянули легкомоторную авиацию, которая обязательно придаст импульс развитию отечественной экономики вообще и смоленской в частности.
- Конечно. Это же очевидная вещь!
Во-первых, само производство малой авиации и сопутствующая инфраструктура создают дополнительные рабочие места, служат совершенствованию технологий, формированию бизнес-структур, активизации взаимодействия между ними.
Читайте также: Вертодром международного назначения может появиться в Смоленске
Во-вторых, повышается общая активность сотрудничества между людьми и компаниями в различных регионах, что также помогает общему развитию.
Наконец, крепнут культурные связи. Да просто родные и близкие смогут чаще видеться. Будет проще добраться до курортов и отдохнуть, а потом полноценно работать.
Сплошные плюсы, как ни крути.
- Скажите, а легкомоторные самолеты Смоленского авиационного завода могут составить ядро отечественной малой авиации?
- Вполне. Мы ведь и сейчас выпускаем замечательные машины: СМ-92. В планах Як-18Т, СР-10. Но дело в том, что это штучное производство, а потому цена очень высока. Нам надо наладить именно серийный выпуск и соответствующее сервисное обслуживание. Вот тогда и стоимость существенно снизится, и спрос на нашу технику будет расти, т.к. она будет показывать свои преимущества.
- Что для этого нужно?
- Деньги, инвестиции, создание сопутствующей инфраструктуры, чтобы все в комплексе развивалось: и производство самолетов, и сервисное обслуживание, и сеть аэровокзалов.... Думаю, что в данном случае поможет только государственно-частное партнерство. Знаю, что на государственном уровне над данными вопросами работают. Мы со своей стороны также действуем. Так что и этот разговор можно закончить осторожным оптимизмом. Возможно, через год-два мы уже выйдем на мелкосерийное производство таких машин. А там, глядишь, и дальше дело двинется…
Беседовали Владислав БЛАГОВЕСТОВ и Наталья ГРИНЕВИЧ
Новости, которые могут Вас заинтересовать:
В Смоленске дату открытия колеса обозрения опять перенесли
В Смоленске построят еще три новых детских сада
Узнай о новостях Смоленска на нашем сайте:
Веб-сайт: http://forvita.info
А также в социальных сетях:
Вконтакте: https://vk.com/forvita
Одноклассники: https://ok.ru/forvita
Facebook: https://www.facebook.com/groups/1441496752582692/?ref=bookmarks
Твиттер: https://twitter.com/XlFokNBXpt7B0J8