Профессиональное выгорание в IT-сфере до сих пор воспринимается, как нечто мифическое, вроде единорога. Вот про выгорание врачей, психологов и социальных работников слышали многие, но там понятно — постоянно приходится работать с людьми, подчас в ситуациях требующих сильной эмоциональной вовлеченности. А что насчет IT-сферы? Да, иногда надо участвовать в митингах и общаться с коллегами, но в остальное время — пиши код/тестируй его и т. д.
Тем не менее, статистика профессионального выгорания в IT пугающая.
В мае 2018 года Blind (анонимная соц.сеть для сотрудников компаний) провела исследование, которое показало, что у 57% сотрудников зарубежных IT-компаний присутствует профессиональное выгорание. В опросе участвовали более 11 тысяч человек из таких компаний, как Credit Carma, Twitch, Nvidia, Oracle, Snapchat, Cysco, Amazon, Mycrosoft, Apple, Google и т.д.
Подобное исследование в январе 2019 года повторила компания «Мой круг». В опросе приняли участие 2500 сотрудников IT-компаний, работающих в России.
Результаты оказались схожие, более 50% IT-специалистов имеют опыт профессионального выгорания, причём половина из них прошли через этот опыт 2 и более раза. Для работодателя подобное выгорание сотрудников имеет довольно серьёзные последствия: до 20% сотрудников находятся регулярно в подобном состоянии, 75% выгоревших увольняются, и некоторые из них полностью меняют сферу деятельности.
Так что же служит причинами профессионального выгорания у IT-специалистов?
Выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в синдроме выгорания, - личностный, ролевой и организационный.
Личностный фактор.
- Наличие психологических проблем работника, которые влияют на его отношение к работе. Например, гиперответственность и стремление всё контролировать.
- Непонимание собственных чувств и телесных ощущений.
- Наличие недавних психологических травм — развод, смерть близкого, попадание в тяжелое ДТП, пожар и т.д.
Ролевой фактор.
- Нечеткая или неравномерно распределенная ответственность за профессиональные действия - совместные усилия коллег не согласованы, присутствует конкуренция, хотя результат работы общий.
- Ролевая неопределенность - недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства.
- Ролевой конфликт, когда человек считает, что он делает то, чего не должен или не хочет делать.
- Ответственность за других людей.
- Малая степень участия в принятии решений в организации.
- Медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры.
Организационный фактор.
- Чрезмерная загруженность работой или недостаточная загруженность работой. Чрезмерная загруженность работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в компании.
- Работа в постоянном дефиците времени
- Высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
- Отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;
- Неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.
Дополнительные факторы выгорания для IT
1. Недостаток развития. Если сотрудник не узнает ничего нового на своей работе, это означает стагнацию карьеры, которая снижает интерес к сфере, в которой он работает. И это с учетом, что в IT постоянно появляются новые технологии.
2. Постоянное решение возникающих проблем. Когда одно за другим ломается с технологической точки зрения, и сотруднику приходится метаться между возникающими чрезвычайными ситуациями, в которых надо срочно принимать решения и устранять проблемы. Хуже, когда несколько чрезвычайных ситуаций происходят одновременно, и сотрудник становится верёвкой в игре на перетягивание каната.
3. Сложные, запутанные или невыстроенные процессы в компании. Этим страдают крупные организации и только развивающиеся стартапы. Как правило, это относится к определенной серии шагов или рекомендаций, которые необходимо соблюдать каждому сотруднику при выполнении работы.
Навигация по этим требованиям может быть громоздкой и трудоемкой, оставляя все меньше возможностей для выполнения реальной работы. Хуже того, процессы могут быть крайне сложными или требовать нелепых моментов, например, требовать явного обсуждения с менеджером рутинной работы.
4. Неуправляемая нагрузка. IT-сфера часто включает в себя дополнительная нагрузку в виде незапланированной работы, часто имеющей приоритет над запланированной работой. Очень сложно совмещать повседневные задачи с долгосрочными проектами. Намеченные планы могут нередко нарушаться и приводить к состоянию фрустрации у сотрудника.
5. Архаичные технологии. Работа по устаревшим технологиям разочаровывает и отнимает много времени.
6. Помехи в работе в опенспейс. Вынужденные перерывы в работе могут быть одним из моментов, порождающих разочарование в корпоративном мире. Работа в опенспейс делает их еще более распространенными. Еще хуже то, что некоторые помехи являются непреднамеренными, например, разговор между коллегами на расстоянии нескольких метров, что снижает продуктивность. Кроме того, есть люди, которым противопоказано работать в опенспейс — это меланхолики. Связано это с особенностями протекания нервных процессов.
Еще немного с точки зрения психологии о возможных личностных причинах выгорания IT-специалистов.
Инструмент работы IT-специалиста — его мозг, или интеллект, кому как нравится. В первую очередь он ценит себя как раз за свои способности, навыки, умение решать задачи. И благодаря этому попадает в проблемную ситуацию: «Я — это мой мозг». Из картины мира исключаются чувства и тело. По опыту скажу, чувства еще могут осознаваться и влиять на поведение человека, а вот тело исключается полностью. По этой причине сложно понять как отдыхать, чтобы восстанавливать физические силы, как вовремя замечать первые признаки болезней.
В IT-сфере высокий риск выгорания также связан с выбором способов отдыха — я уверена почти на 100%, что типичный отдых программиста — просмотр сериалов, игры, чтение статей или книг. Т.е. по факту продолжение мозговой активности и обработки информационных потоков. На работе у айтишника — работа, во время отдыха дома — тоже работа, только уже не такая явная. А как раз отдыха для мозга практически нет. Как не выгореть в такой ситуации?
Если узнали себя в этом тексте и предполагаете наличие выгорания, рекомендую почитать мою прошлую статью — там я пишу о конкретных симптомах выгорания и путях решения этой проблемы.
_______________