До сих пор непонятно, отчего, имея уже утвержденный истребитель-вершину-советского-бипланостроения И-153, стали массово выпускать (всего сделали 2408 шт) еще и этот, по сути компромиссный вариант... И-15бис активно производили весь 1938 и 1939 года, практически предвоенное время (а если считать уже начавшиеся военные конфликты и Зимнюю войну - то военное).
Конечно, машина была посильнее древнего И-15, однако скорость 370 км в час для истребителя в 1939 году - совсем уж маловато будет. Слегка выручала традиционная маневренность и неплохая огневая мощь - четыре 7,62 мм пулемета...
Проявить в воздушных боях самолет смог сразу после выпуска первых же партий... Одна из этих партий сразу попала на испанскую войну, в ее финальной стадии... Конечно, сражаться с такими же примерно Фиатами-32 (скорость 350 км в час и два пулемета 12.7 мм) он мог на равных, с более современными противниками - вряд ли... Хотя испанцы по традиции и назвали его "Супер Чато".
После окончания войны в Испании, все самолеты этого типа попали у франкистам, где еще несколько лет пролетали в качестве боевой машины:
Далее самолет успел повоевать в Китае, где довольно успешно громил н очень скоростные вражеские бомбардировщики и не уступал (по крайней мере) японским истребителям-бипланам И-95 ...
Китайские товарищи прозвали эту машину - "Чиж".
Далее самолет участвовал в боях на Халкин-Голе (совместно с И-16 и И-153), далее в зимних боях с финнами.
Около 5 самолетов такого типа финны захватили в качестве трофеев (в основном после вынужденных посадок на территории противника), и затем еще довольно долго использовали в качестве штурмовика...
До Великой Отечественной дотянули еще около тысячи таких машин. Многие пережили отступления 1941-го года и далее еще использовались на разных участках фронта, в основном в качестве штурмовика. После 1943 года они остались в боевых частях только на Дальнем Востоке...
Несколько слов об этом самом Фиате 32 - противнике нашего Супер Чато в Испании - здесь.
О спутниковой связи читайте здесь.
Всем удачи и чистого неба над головой!