Автор: Александр Слобженинов, графический дизайнер в студии &Walsh и шрифтовик в Pangram Pangram. Специально для Оди.
Будучи как графическим дизайнером, так и дизайнером шрифтов, я замечаю, что у людей этих казалось бы близких профессий часто довольно разный подход к одним и тем же вещам. В этой статье собрано несколько мыслей о том, какие привычки или взгляды на работу вырабатывает разработка шрифтов, которые могут оказаться полезными и графическому дизайнеру.
Глаз против математики
Несколько лет назад я обнаружил красивейший каталог шрифтовой гарнитуры Replica от студии Lineto. Для любителя сеток и швейцарской типографики это просто шоколадная фабрика — все буквы и даже расстояния между ними точно вписаны в определенное количество ячеек — что может быть лучше? До этого мне никогда не приходило в голову создание своего шрифта, но эти картинки как бы просили — посчитай клеточки и сделай так же! Должно быть несложно, а главное очень логично и понятно для графического дизайнера.
Если вы ожидаете услышать, что у меня ничего не вышло, то естественно вы правы. Все попытки соблюдать точные значения приводили к довольно нелепым результатам, а разглядывание других шрифтов под микроскопом показало, что Реплика и вовсе единственный удачный шрифт, сделанный по сетке.
Моим первым результатом этой попытки сперва понять сетку, а потом необходимость уйти от нее стал Fivo Sans — там чувствуется старание все выравнивать, из-за чего шрифт вышел несколько наивный, неловкий. Ну а что вы хотели от первой попытки, зато скачивается бесплатно. Позже я сделал другую гарнитуру для небольшого калифорнийского бренда Gestalte, перед которой стояла та же задача быть «дизайнерской» и точной, но в этот раз я сделал все на глаз. Ниже можно сравнить разницу в изящности между этими подходами.
При разработке шрифта быстро приходишь к пониманию, что математика бессовестно врет нашим глазам. Считаешь — ровно, смотришь – криво. А потом оглядываешься по сторонам, и оказывается, что это происходит не только в буквах, но и вообще везде от сайтов и плакатов до архитектуры и мебели, не только в формах, но и в цветах или свете, а может даже звуке.
Графическому дизайнеру такое мышление почему-то не характерно — примагнитилось к сетке, цвет скопировался пипеткой, значит все правильно и аккуратно. Но зритель сетку не видит и значения не считает, это все игрушки для дизайнера.
Мысль номер 1: Важно не на сколько точно настроены параметры, а на сколько точными они выглядят.
Система хаоса
Одна из задач при разработке гарнитуры — сделать все знаки частью одной системы, то есть очень похожими. И часть алфавита действительно легко укладывается в эту систему — hnmu или bdpq это почти одно и то же. Но потом появляются маргиналы в виде например s или g, которые всеми силами пытаются сломать аккуратную систему своими необычными формами. Парадокс в том, что именно эти странные знаки делают текст читаемым. Одна из проблем старого готического письма была как раз в слишком одинаковых буквах, из-за чего читать их было там еще удовольствием.
Графический дизайнер же наоборот старается все свести к закономерности, порядку, некому паттерну с которым удобно работать. Яркий пример тому — любовь к выравниванию блока текста по формату, а заголовков или кнопок — по центру. Эта боязнь некой асимметрии нехарактерна для шрифтовика или типографа, который понимает и использует все преимущества неравномерности и «неправильных» элементов.
Мысль номер 2: уход от закономерности может улучшить дизайн.
Искусство против дизайна
Все мы знаем, все мы научились, что дизайн должен быть функциональным, выполняющим свои задачи. Шарящие дизайнеры свысока смотрят на новичков и заказчиков, использующих слова «красота» и «эстетика» — это ведь не про дизайн совсем. Модернисты пришли к этому умозаключению сто лет назад, но сегодня многие уже не воспринимают их отказ от красоты всерьез. Стефан Загмайстер, например говорит, что крутые идеи есть у многих, но среди молодых дизайнеров мало кто может сделать красиво.
Дизайн шрифта — довольно необычная индустрия. Все дизайнерские задачи давно решены: у нас есть идеальные шрифты для текста, для экранов, плакатов, уличных указателей — все для всего давно есть. Легендарный Массимо Виньелли всю жизнь использовал пять гарнитур. Зачем делать новые шрифты? Да в общем-то незачем. Единственная причина — эстетика и красота. Сегодня тайп дизайнер это художник, который смотрит на графических дизайнеров и думает — «ребята, вы еще не знаете, но вам очень-очень нужны вот такие вот буковки». Или даже не смотрит, а просто экспериментирует с формой, пытаясь найти что-то новое, а потом выпускает работу в мир. В этом больше от искусства, чем от дизайна, если конечно не считать шрифтов на заказ.
По иронии, графические дизайнеры которые следят за новинками шрифтовиков–художников как правило оказываются более функциональными и авантгардными, чем любители все набирать «функциональной» Гельветикой или Готэмом.
Мысль номер 3: красота — одна из функций.
Этика
Работа графического дизайнера редко подвергается незаконному использованию. В некоторых случаях воруются идеи, еще реже целые картинки; иногда заказчик не оплачивает работу — но этого нетрудно избежать договором или предоплатой. Говоря в целом, графического дизайнера не особо заботит или затрагивает воровство работ.
Труды тайп дизайнера же доступны любому кто очень этого захочет. Последнее время шрифтовые студии все чаще засуживают любителей не платить, особенно когда речь идет о публичных коммерческих проектах, но пока рано говорить о полной уверенности, что все пользователи добросовестны. Разработка одного шрифтового семейства занимает от нескольких месяцев до нескольких лет жизни, ведь нужно сделать не только придумать что-то новое и нарисовать основные буквы, но и убедиться, что если кому-то понадобится редкий символ, человек получит качественно и с любовью проработанный знак.
Это приводит к казалось бы очевидному уважению чужого труда, особенно который так же легко украсть, будь то работы музыкантов, производителей софта или фотографов. Понятие «бесплатно» заменяется на «свериться с лицензией», «уточнить у автора» или «указать автора». Разумеется, среди графических дизайнеров полно людей, для которых это так же очевидно — ведь именно их осознанная готовность платить позволяет тайп дизайнерам продолжать создавать новые шрифты.
Однако для многих цифровая продукция сама собой падает с неба, и ее остается только брать — разумеется бесплатно. Одна из причин почему кириллических шрифтов так мало кроется в том, что «у нас» часто не принято платить за то, что можно скачать, и трудозатраты на разработку кириллицы просто не окупаются. Скорее всего и с другими письменностями ситуация аналогична, в отличии от Запада, где хотя пиратство и есть, но все же у многих нет и мысли, что можно не платить.
Мысль номер 4: добросовестная оплата чужого труда поможет улучшить жизнь как другим, так и себе.
Заключение
Если уместить все особенности этих профессий в одну статью, может получиться целая книга, затрагивающая подходы к созданию логотипа, верстки текста, отношению к пунктуации и многое другое. Оставим это не будущее :)
Спасибо за внимание!