В нашей стране самое большое число арктических железных дорог. Экспедиция прошла почти все, и не по одному разу. Но, в силу понятных обстоятельств - всё происходило летом. Снимать на ветру, в пятидесятиградусный мороз и в полярную ночь почти физически невозможно. Мы решили немного схитрить и отправились на Полярный круг ранней арктической весной - в мае! Закат здесь в это время уже долог, а к середине мая он становится почти бесконечным.
Новый материал. Путешествие на юг великого хребта Сихотэ-Алинь. В тигриных владениях.
Из всех действующих полярных дорог, наиболее характерной нам показалась трасса Чум-Лабытнанги. Это часть Трансполярной магистрали, которую не забросили в 1953 году. Здесь есть вполне рабочее движение и она полностью находится в арктической зоне. Мы уже бывали на этой ветке в июле. но полярная тундра зимой и летом - это два совершенно разных мира.
Погода не подвела. Едва выйдя из поезда поразмяться, мы получили хороший заряд снежной крупки прямо за шиворот. Уличный термометр колебался между двадцатью и тридцатью мороза. После оттепели, случившейся накануне, снег хорошенько заледенел. Когда на несколько секунд нежданно выглянуло солнце, тундра засияла каким-то алмазным блеском.
Мы составляли дорожную карту заранее, ориентируясь ещё на летние впечатления, но огромные массы снега полностью изменили рельеф. Пересеченная каменистая тундра превратилась в одно огромное белое поле, с сахарными конусами уральских предгорий. И только вершины утонувшего в снегах редкого мелколесья нарушают этот идеально белый порядок.
Очаги жизни здесь - небольшие разъезды и полустанки. Поезд обязательно притормаживает возле каждого, чтобы машинист и дежурный на перегоне могли обменяться жезлами безопасности.
Только эта архаичная система блокировки способна бесперебойно работать в таких условиях.
Здесь мы выгружаемся и меняем транспорт, причем так радикально и быстро, что даже немного голова идёт кругом. Только что сидели в уютном купе, с кружевными шторами и подстаканниками - и вдруг разом телепортировались в самые могучие и мощные машины, на которых нам только доводилось передвигаться.
Читайте ещё:
Фронтовая история одного среднерусского холма в немецких фото
Дорогами Нагорного Дагестана
Застрять или затеряться в тундре в большой снегопад означает верную смерть. Потому и вездеходы здесь обычно ходят по двое, чтобы страховать друг друга на случай непредвиденной остановки.
Это удивительные агрегаты. Они не только способны идти по снежной целине, но и по болоту, и даже по глубокой воде. Когда начинается вьюга, и небо и земля сливаются, борт впереди идущей машины остается единственным ориентиром в пространстве. Временами мы выскакивали на лёд замерзших рек, которые успели уже подтаять. Это был первый случай, когда треск ломающихся под гусеницами льдин никого особо не впечатлил.
Истинные причины строительства Трансполярной магистрали довольно долго были предметом яростных дискуссий среди специалистов-историков. Ямальские нефть и газ в те годы ещё не открыли. Здесь, как и в других областях Урала, есть какие-то особые залежи руд и прочих полезных ископаемых, но могли ли они стать одной из причин грандиозной стройки?
Мы знаем, что в северной части плато Рай-Из имеются отдельные рудники. Здесь происходила добыча вольфрама и редкоземельных металлов. Обилие брошенной техники подсказывает нам, что мы на верном пути.
Вездеходы, самосвалы, целые дома на гусеницах – все это производит гнетущее впечатление давным-давно брошенного и забытого людьми. Так уж повелось, что обездвиженную технику исследователи и покорители нашего арктического пояса оставляли на месте.
Странно, что в этом хаосе снега и металла время от времени попадаются люди. Что привлекло сюда двух кочевых ненцев, за тридцать километров от ближайшего стойбища - осталось загадкой. Они промелькнули темной тенью и быстро убрались, не желая с нами общаться.
Водители предупреждают, что ходить здесь небезопасно. В почве ещё попадаются открытые горловины старинных шахт, уходящих на многие метры вглубь земли. Теперь они завалены снегом, выбраться из которого, случись чего, будет очень непросто.
Территория бывшего рудника кажется совершенно безжизненной, да и размеры его не слишком велики. Если когда-то здесь и имелись залежи ископаемых, то теперь они явно исчерпаны. Теперь здесь только залежи мусора. И сюда добрались туристы.
Такое небольшое месторождение едва ли могло стать причиной столь грандиозного строительства. Но съездили мы не напрасно. Эту картинку - закатную ослепительную равнину, с летящим по насту снегом, низкие горы вокруг и целые колонны замерших навеки мощных машин, не забыть уже никогда.
Мы ещё немного поснимали эти руины и поспешили до большого ветра, который явно усиливался, отправиться назад, Перспектива заночевать в этих местах оптимизма не вызывала.
Задуло уже очень крепко и тревожные лица наших проводников говорили, что дело довольно серьезно. Дорога назад, через плотную снежную пелену, без остановок, заняла чуть больше двух часов.
Нас привезли прямо к поезду. Обратная телепортация в тепло вагона оказалась столь же стремительной. Уже через час уютный пассажирский состав вёз нас в сторону Оби, где экспедицию ожидало новое путешествие.
Если вам понравился материал, ставьте палец вверх и обязательно подписывайтесь. Это поможет в создании новых статей. Спасибо большое!
Сугубо добровольная помощь автору, который делает публикации только на собственные средства