Найти тему
"Хомо люденс"

Эдуард Артемьев: "сталкер" современной музыки кино

Этот человек действительно может быть назван сталкером в мире современной и постсовременной музыки.

Это автор мистерий музыки наподобие Нино Рота в итальянских фильмах.

Проводник в мир интересного и странного, загадочного и… предсказуемого ))

Эдуард Артемьев писал музыку для фильмов Михалкова и Кончаловского, Абдрашитова и Шахназарова, Говорухина и др.

Но больше всего он, конечно, ассоциируется с фильмами Тарковского.

Так что верить этому человеку, сами понимаете, можно.

Так вот. Что говорит этот, не побоимся эНтого слова, люденс-сталкер о мистерии музыки кино.

Прежде всего, Эдуард Артемьев определяет, что есть разные системы написания музыки кино, в 1-ую очередь, голливудская и европейская.

Европейская, к которой преимущественно принадлежит и Россия, идет как своего рода комментарии к сцене в кинофильме – сцене любви, погони и ты пы. Это обязательно музыка «по поводу чего-то».

В голливудских же фильмах мелодия должна быть жестко привязана к кадру, любому изменению в нем, она должна подсказывать, как реагировать и проч.

Как мне показалось, в таком понимании музыка – это как дурацкий закадровый смех в комедиях, то бишь «зрителю надо всё разжевать и в рот положить».

Далее: можно ли оставаться гениальным творцом, творя на заказ?

«Сочинитель музыки – человек приглашенный, – считает сам Артемьев, – поэтому мнение режиссера мною не обсуждается. Режиссер обычно знает глубоко и точно, что это должно быть так и не иначе. Когда-то режиссер Самсон Самсонов, с которым я делал одну из первых своих картин и потом много еще работал, сказал мне: «Ты профессионал и должен уметь писать по заказу». На первый взгляд, странная фраза, но многие великие композиторы писали исключительно по заказу. Петр Ильич Чайковский даже говорил, что когда Петипа просил его сделать где-то три, а где-то восемь тактов, то это его очень устраивало. Точно так же и в кино – нужно не искать форму, а наполнять ее содержанием. Это у нас в советское время писать по заказу стало считаться чем-то зазорным, а великие – писали».

Артемьев говорит, что никогда даже не пытался переубедить режиссера сделать что-то по-своему: «Если все участники съемок будут растягивать фильм в разные стороны, то ничего не получится, поэтому режиссера надо очень внимательно слушать».

Кстати, про самого Артемьева можно упомянуть несколько интересных, порой забавных фактов.

Например, родился он в Новосбирске (этом замечательном городе, породившем разных талантов, в том числе в рок-музыке), а в Москву попал случайно: когда ему было 7 лет, его направили в столицу к дяде.

Или такой факт: Артемьев не только глубоко экспериментирует с электронной музыкой (одна «аранжировка» фа-минор Баха в «Солярисе» чего стоит!..), но и является президентом Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО. Плюс числится членом Российской ассоциации электроакустической музыки и исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при все том же ЮНЕСКО.

Кадр из фильма «Солярис», где звучит электронная обработка Артемьевым музыки Баха.
Кадр из фильма «Солярис», где звучит электронная обработка Артемьевым музыки Баха.

Сын Эдуарда – Артемий – тоже композитор.

«Послужной-послушной список» Эдуарда Артемьева довольно весом: музыка более чем к 150 художественным и документальным фильмам, а также к спектаклям и мультфильмам, 2 оперы, многочисленные оратории, кантаты, сюиты, симфонии и проч. Также его «О спорт – ты вечный прогресс» звучала при открытии и закрытии Игр XXII Олимпиады в Москве. А при закрытии Сочинской Олимпиады исполнялись музыкальные темы Артемьева из фильмов «Сталкер» и «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Перечислять полученные им награды и звания – бесполезное дело: уж слишком их много, от Народного артиста России до нескольких «Ник» и от Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени до Премии «Человек года» (в 2015 г.).

Вот такой он, этот сталкер и автор мистерии музыки кино…