Этот человек действительно может быть назван сталкером в мире современной и постсовременной музыки.
Это автор мистерий музыки наподобие Нино Рота в итальянских фильмах.
Проводник в мир интересного и странного, загадочного и… предсказуемого ))
Эдуард Артемьев писал музыку для фильмов Михалкова и Кончаловского, Абдрашитова и Шахназарова, Говорухина и др.
Но больше всего он, конечно, ассоциируется с фильмами Тарковского.
Так что верить этому человеку, сами понимаете, можно.
Так вот. Что говорит этот, не побоимся эНтого слова, люденс-сталкер о мистерии музыки кино.
Прежде всего, Эдуард Артемьев определяет, что есть разные системы написания музыки кино, в 1-ую очередь, голливудская и европейская.
Европейская, к которой преимущественно принадлежит и Россия, идет как своего рода комментарии к сцене в кинофильме – сцене любви, погони и ты пы. Это обязательно музыка «по поводу чего-то».
В голливудских же фильмах мелодия должна быть жестко привязана к кадру, любому изменению в нем, она должна подсказывать, как реагировать и проч.
Как мне показалось, в таком понимании музыка – это как дурацкий закадровый смех в комедиях, то бишь «зрителю надо всё разжевать и в рот положить».
Далее: можно ли оставаться гениальным творцом, творя на заказ?
«Сочинитель музыки – человек приглашенный, – считает сам Артемьев, – поэтому мнение режиссера мною не обсуждается. Режиссер обычно знает глубоко и точно, что это должно быть так и не иначе. Когда-то режиссер Самсон Самсонов, с которым я делал одну из первых своих картин и потом много еще работал, сказал мне: «Ты профессионал и должен уметь писать по заказу». На первый взгляд, странная фраза, но многие великие композиторы писали исключительно по заказу. Петр Ильич Чайковский даже говорил, что когда Петипа просил его сделать где-то три, а где-то восемь тактов, то это его очень устраивало. Точно так же и в кино – нужно не искать форму, а наполнять ее содержанием. Это у нас в советское время писать по заказу стало считаться чем-то зазорным, а великие – писали».
Артемьев говорит, что никогда даже не пытался переубедить режиссера сделать что-то по-своему: «Если все участники съемок будут растягивать фильм в разные стороны, то ничего не получится, поэтому режиссера надо очень внимательно слушать».
Кстати, про самого Артемьева можно упомянуть несколько интересных, порой забавных фактов.
Например, родился он в Новосбирске (этом замечательном городе, породившем разных талантов, в том числе в рок-музыке), а в Москву попал случайно: когда ему было 7 лет, его направили в столицу к дяде.
Или такой факт: Артемьев не только глубоко экспериментирует с электронной музыкой (одна «аранжировка» фа-минор Баха в «Солярисе» чего стоит!..), но и является президентом Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО. Плюс числится членом Российской ассоциации электроакустической музыки и исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при все том же ЮНЕСКО.
Сын Эдуарда – Артемий – тоже композитор.
«Послужной-послушной список» Эдуарда Артемьева довольно весом: музыка более чем к 150 художественным и документальным фильмам, а также к спектаклям и мультфильмам, 2 оперы, многочисленные оратории, кантаты, сюиты, симфонии и проч. Также его «О спорт – ты вечный прогресс» звучала при открытии и закрытии Игр XXII Олимпиады в Москве. А при закрытии Сочинской Олимпиады исполнялись музыкальные темы Артемьева из фильмов «Сталкер» и «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Перечислять полученные им награды и звания – бесполезное дело: уж слишком их много, от Народного артиста России до нескольких «Ник» и от Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени до Премии «Человек года» (в 2015 г.).
Вот такой он, этот сталкер и автор мистерии музыки кино…