Найти тему
Native-Like Fluency in English

Никакой навык не формируется за 21 день. Сколько времени нужно на самом деле?

Легко и быстро можно скатиться в прежний образ мышления, прежний уровень подготовки, перестать уметь садиться на шпагат, растолстеть, или растерять языковые навыки.

Мне нужно 9–10 месяцев на освоение навыка до уровня “делаю, не задумываясь”. Пока я его осваиваю, я постоянно отказываюсь назад, по привычке. Говорю то, что хочу перестать говорить, ем то, что учусь больше не есть, думаю так, как всегда думала, но надоело, забываю растянуться после тренировки. Отслеживаю и постоянно себя корректирую. Да, замечаю уже после того, как сделала. Но если бы не сделала, так и ходила бы в иллюзии, что я уже делаю по-другому.

И так на протяжении 9–10 месяцев.

Новые нейронные связи очень хрупкие. если у меня что-то получилось 1 раз или даже 5 раз в течение месяца, даже если мне дали диплом или сертификат, нет никаких гарантий, что у меня теперь будет всегда получаться, если я перестану тренироваться.

Растяжка, например, не любит отдыха больше, чем 2 дня. Потом мышцы начинают забывать. Немецкий мой уже не тот. Презентовать академический материал на нем я уже не могу, долго не было практики, и разговаривать могу уже не на любые темы, как 7 лет назад, когда я там жила.

Обучение сегодня редко про заботу о том, освоил ли человек навык. Оно про информацию. Даже не так. Часто это огромные массивы данных, из которых человек не может выделить полезные и вредные для себя, чтобы потом систематизировать первые и использовать на практике.

Невозможно научиться за 21 день, за 3 месяца или за 16 часов.Можно попробовать, может получиться, и даже очень хорошо, можно сдать экзамен. И можно очень легко через 21 день, 3 месяца или 16 часов вернуться на тот уровень, с чего начали. Повторные клиенты большинства языковых школ — люди, которые забыли все, что учили. Поэтому они повторно приходят на тот же уровень. Люди в фитнес залах годами выглядят и чувствуют себя одинаково: цикл “прогресс и откат” повторяется.

Когда человек не знает что делать после того, как освоил навык (как самостоятельно его оттачивать), наступает откат. Это другой откат, не когда постоянно ошибаюсь, корректирую себя, и расту на 1% каждый день. А когда я просто ничего не делаю, потому что не понимаю, что надо делать.

Чувство это пренеприятное. Когда чувствуешь, что все летит к чертям, а действуешь ровно наоборот, потому что прошлые алгоритмы сильнее. Они всегда выходят наружу и уверенно отодвигают те новые, нежные, хрупкие нейронные связи, которые только-только начали жить и еще не сформировались.

Научить человека невозможно. Можно показать ему новое, чтобы он научился сам. Поддерживать его в освоении нового. Показать, как работать самостоятельно и быть рядом, если ему нужно будет опереться, когда он будет делать новое и падать, т.к. еще не развиты мышцы, не наработан опыт, и еще есть сомнения в себе.

Образовательный бизнес построен на идее: “Вы мне деньги, я вам информацию. Красиво упакую, отдам в руки сертификат и уйду”.

И дальше естественным образом наступает откат, если нет самостоятельного движения. Все говорят, что “нужно работать самостоятельно”, а КАК это вообще на практике (что конкретно делать и куда идти, если не получается?), мало кто говорит. Вместо этого продают индивидуальные консультации, чтобы помочь человеку разобраться с тем, что они так и не смогли донести.

Этот опыт на практике поменял всю стратегию взаимодействия с людьми, которые ко мне приходят. Людям нужна не информация, а помощь в самостоятельном освоении нового навыка, когда навык постоянно растет, а не упирается в название кем-то придуманного уровня.

Я показываю, как работать самостоятельно, но это не значит работать в одиночку и “без людей”. Это про “не зависеть” от мнения, расписания и возможностей других людей. Это про ошибаться и корректировать. Чтобы не было откатов на несколько уровней назад после первых результатов.