Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Выпуск третьего поколения грузовиков ГАЗа начался с ГАЗ-52 в 58-м году, однако эта модель долгое время выпускалась мелкими партиями. Началом его серийного производство считается 1964 год. Началом серийного производства 53-й серии считается 61 год, когда был выпущен грузовик с индексом ГАЗ-53Ф. В соответствии с традициями того времени, руководители ГАЗа решили преподнести подарок очередному партийному съезду или напомнить руководству страны, что для постановки на производство нового двигателя нужны деньги.
В любом случае никто не хотел рисковать. В памяти ещё были свежи жесткие предвоенные и военные порядки. Врагом народа уже не называли, но получить строгий выговор от соратников по партии, и лишиться должности можно было легко. Поэтому все силы были брошены на то чтобы «не выбиться» из предсъездовских колонн и отрапортовать о готовности поддержать партийную линию.
Фактически автомобиль был копией ГАЗ-52Ф. Заявленная производителем грузоподъёмность составила 3,5 т по дороге с покрытием. Чтобы вести такой груз со скоростью 75 км/час нужен был двигатель соответствующей мощности. Был двигатель ГАЗ-13, но производить его дефорсированный до 115 л.с. вариант в больших количествах завод не мог. Заволжский завод научился делать только моторы для Волги. Форкамерно-факельный двигатель не «пошёл» в серию по причине не надёжности.
В такой ситуации в очередной раз выручила старая рядная шестёрка. Модернизированная под форкамерно-факельный двигатель она вполне подходила для «нового» грузовика. Убрали третий клапан и форкамеру, уменьшили камеру сгорания. Нефтеперерабатывающие заводы уже научились делать 72-й бензин. Всё вместе позволило добиться мощности 82 л.с. – это соизмеримо с мощностью форкамерно-факельного двигателя.
Узлы для этого мотора уже были обкатаны на ГАЗ-52Ф. Так получился новый автомобиль, опытная партия которого была изготовлена к 22 съезду партии. В таком виде автомобиль выпускался до 64-го года. Условия эксплуатации показали, что заявленная грузоподъёмность завышена, и завод был вынужден снизить её до 3 т, хотя и это было с натяжкой. Иллюстрации можно посмотреть здесь.
Таким образом, была расширена линейка выпускавшихся заводом грузовиков с грузоподъёмностью от 2,5 до 3 т с разной длиной базы. Общий годовой выпуск газовских грузовиков увеличился, что соответствовало партийным решениям. Различить машину 52-й и 53-й серии в то время можно было только по надписи в заводской табличке. Обе модели работали в тяжёлых дорожных условиях с огромным перегрузом. Достаточно сказать, что перевозка зерна в количестве 4 т было обычным делом.
Несмотря на все трудности, ГАЗоны с рядной шестёркой долгое время оставались основными перевозчиками сельскохозяйственных грузов и развозными автомобилями городов. Большое количество модификаций обеспечили перевозку различных грузов, создание специальных автомобилей для многих областей экономики и условия для отработки узлов грузовиков большей грузоподъёмности. Их выпуск начался с появлением V-образной восьмёрки, которую начали массово выпускать в Заволжье с 1963 года.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.