ПОЧЕМУ ВСЕ РУГАЮТ PORSCHE ЗА ИХ ШПИОНСКИЕ СНИМКИ И КТО ОХОТИТСЯ ЗА МАШИНАМИ
Фото:Porsche, модель Macan
Текст:Анна Середа
Немецкая компания — производитель автомобилей Porsche подверглась резкой критике в социальных сетях за официальные «шпионские» фотографии своей новой модели Porsche Macan GTS. Разбираемся, что они сделали не так и почему их публикация — насмешка над целой индустрией шпионов за машинами.
«Твиттер»: «Porsche не в курсе, как устроена шпионская фотография»
«Твиттер»: «Porsche выпустила официальные „шпионские“ снимки готовящейся к выпуску модели автомобиля Macan». Комментарии: «Шпионские снимки — мой оксюморон недели», "Шпионские снимки так не работают«
Spy Shots, или Spy Photos, чаще всего переводят как «шпионские фотографии автомобилей» — это снимки машины на стадии прототипа или подготовки к выпуску, зачастую сделанные без разрешения представителей компании. Они нужны для того, чтобы продемонстрировать модели автомобилей, которые выйдут на рынок в будущем. И если стереотипы о современных фотографах рисуют образы профессионалов, которые целыми днями щелкают затворами и получают идеально резкие глянцевые снимки, то автор «спай шотов» — это современный охотник.
Фото: Porsche, модель Macan
Фото: Porsche, модель Macan
Фото: Porsche, модель Macan
Несмотря на то, что фотосъемка без официального разрешения может быть запрещена и порой чревата последствиями, «шпионские снимки» находят лазейку. Подавляющее большинство машин тестируется на обыкновенных дорогах, то есть в общественных местах, где фотографировать разрешено. Почему?
Во-первых, это экономит очень, очень много денег. Компании, которые специализируются на суперкарах высочайшей производительности, тестируют свои машины на особых трассах, например, на «Нюрбургринге», и платят за это внушительные суммы.
Во-вторых, для полноценного тест-драйва автомобиля нужны естественные условия, то есть такие, в которых он и будет использоваться, — пробки, шоссе, парковка; только после этого модель допускают к производству. Поэтому даже производители суперкаров вынуждены либо строить целый «город-призрак», либо рисковать сливом концептов. Многие компании уже владеют собственными лабораториями для проведения тестов, но решение о запуске модели на конвейер они все равно принимают только опробовав машину в реальности.
В свою очередь производители вынуждены как-то скрывать разработки до официального релиза. На помощь им приходит камуфляж, в котором выпускают автомобили на дороги во время тестирования. К тому же порой они тоже хитрят и используют ничего не подозревающих фотоохотников для распространения ложных слухов о своих разработках, что позволяет запутать конкурентов или отвлечь внимание любопытных. Они демонстрируют поддельные модели, устанавливают на них странные детали, лихо меняют корпус и тестируют скрытые разработки.
Готовящийся к выпуску в 2014 году Range Rover Sport инженеры «переодели» в Volvo, чтобы запутать свидетелей тест-драйва. Металлическая решетка ввела в заблуждение многих охотников
Несмотря на то что даты и маршруты предстоящих тестов держатся в строжайшем секрете и обсуждаются только при наличии подписки о неразглашении, охотник за «спай шотами», как правило, знает о них или получает частичные наводки. Автомобильные шпионы зачастую проводят по несколько дней в пустынях, на заброшенных дорогах и в других странных местах, потому что имеют лишь приблизительное представление о том, когда состоится тест-драйв. Получив наводку, они могут рисковать здоровьем, проводя целые дни в засаде на холоде или в опасных районах неблагополучного города. Но будь то оживленная столица, шоссе или горы, Бразилия, Россия или Зимбабве, фотографы-шпионы всегда пытаются сделать самые лучшие, четкие и детальные снимки, чтобы хотя бы распознать, что именно скрывается за камуфляжем. Самыми частыми локациями для лагерей фотоохотников являют автозаправки — вероятность того, что машина заедет туда во время тест-драйва, разнится от случая к случаю, но есть всегда.
Фото: Porsche, модель Macan
Шпионы в большинстве своем — не фанаты машин или фотографы-любители. Это часть целой индустрии: обычно их нанимают крупные агентства или компании, чтобы получить снимки машины для себя или своих клиентов. Они продают фотографии журналам, сайтам и телеканалам по всему миру.
Работа фотографов-шпионов непроста — подготовка к охоте занимает дни, а порой и месяцы. Ко всему прочему, хороший шпионский снимок требует инвестиций, прежде всего в фототехнику и аксессуары. Помимо этого, необходимо оплачивать еду, отели или кемпинг и компенсировать неудобства походных условий.
Тем не менее отношение к фотографам и их сливам решительно меняется. Если раньше производители машин уезжали от них на максимальной скорости, попутно ругая ушлых охотников, то сегодня стремятся помочь им запечатлеть машину в наиболее удачном ракурсе, чтобы получить дополнительную рекламу, публикации в прессе и внимание автолюбителей. Подобное происходит во многих публичных сферах деятельности: например, официальные премьеры трейлеров или тизеров известных фильмов появляются в заголовках новостей все реже — «неофициальные» сливы предпремьерных материалов становятся гораздо более громким инфоповодом, чем традиционные методы маркетинга. Студии зачастую сами подкидывают журналистам «украденные» кадры из предстоящей картины, фрагменты сценария и промо.
«Спай шот» MG3 — супермини-автомобиля, разработанного британским производителем в Китае MG. Инженеры закрыли только часть машины, чтобы продемонстрировать фотоохотникам лишь доработанные и утвержденные части корпуса
Теперь, когда специфика и алгоритм работы автомобильных шпионов объяснены, нетрудно догадаться, почему «официальные «спай шоты» нового Macan так возмутили журналистов, редакторов, фотографов и автомобилистов. «Спай шоты» по природе своей не могут быть официальными. Представьте себе шпиона, который возвращается на родину после долгого задания с пачкой фотографий, в открытую предоставленных ему правительством враждебной страны. Есть ли в таких снимках смысл?
Фото: Porsche, модель Macan
Porsche не только назвала фотографии «Макана» шпионскими, но даже не попыталась сделать их похожими на настоящие «спай шоты». В сущности, компания просто провела официальную фотосессию новой модели и выпустила ее на своих же ресурсах под заголовком «спай шоты», чтобы привлечь внимание журналистов незатейливым кликбейтом.
Негодование профессионалов, которые получают шпионские снимки с большим трудом, можно понять. Но выходка Porsche возмутила и простых автолюбителей. «Шпионские фотографии» любят все, потому что они позволяют приоткрыть завесу тайны над новейшими разработками, а также честно оценить возможности машины в реальных условиях. Постановочные же фото подрывают доверие и разрушают привлекательность интриги, а также обманывают ожидания.
Фото: Porsche, модель Macan
Фото: Porsche, модель Macan
Фото: Porsche, модель Macan
В итоге Porsche выпустила фотографии, которые были недостаточно глянцевыми для официального промо, компрометируя образ новой модели, и в то же время совершенно не годились даже для имитации «спай шотов». В данный момент трудно оценить, как негативные публикации скажутся на рекламе машины (в конце концов, плохая реклама — тоже реклама), но для индустрии фотографии этот момент однозначно стал знаковым: теперь у нас есть официальное подтверждение того, что шпионский дух авантюризма «спай шотов», увы, погружается в бытовую коммерцию и маркетинговые продажи.
P. S. Компания Porsche не прокомментировала выпады журналистов и пользователей социальных сетей, но переименовала альбом с «шпионскими» снимками модели Macan в «Официальный альбом фотографий тест-драйва Porsche Macan