Наткнулся на залипательное чтиво — исследование противоизносных присадок ZDDP и ZP
В данном исследовании нас интересуют противоизносные свойства добавки диалкилфосфата цинка (ZP) по сравнению с «классическим» диалкилдитиофосфатом цинка (ZDDP). Испытания на трение проводились на возвратно-поступательном трибометре с использованием конфигураций как шарик на плоской поверхности, так и цилиндра на плоской поверхности при давлении контакта 0,9 ГПа. Эксперименты проводились в зависимости от температуры (25 и 100 ° С), скорости скольжения (25, 50 и 100 мм / с) и концентраций добавок. Были измерены диаметры шаров от износа шаров, а также коэффициент трения. Чтобы лучше понять противоизносные механизмы этих добавок, после испытаний на трение были проведены поверхностные анализы, такие как AES (электронная спектроскопия) и XPS (рентгеновская фотоэлектронная спектроскопия). Просвечивающая электронная микроскопия (ТЕМ) наблюдений трипленок ZDDP и ZP также проводилась для визуализации генерируемых слоев. Обсуждается противоизносная способность молекулы ZP.
https://www.researchgate.net/publication/227076645_Zinc_Dialkyl_Phosphate_ZP_as_an_Anti-Wear_Additive_Comparison_with_ZDDP
Заключение
Сравнение противоизносных характеристик ZP с ZDDP позволяет нам сделать вывод, что противоизносная эффективность этих двух соединений при скорости скольжения 100 мм / с и 100 ° С, ZDDP демонстрирует немного лучшее противоизносное поведение чем ZP при этой температуре. Для обеих добавок трибофильмы в основном состоят из фосфата цинка и железа.
— при комнатной температуре и скорости скольжения 25 мм / с, ZP является лучшей противоизносной присадкой
— при комнатной температуре и скорости скольжения 25 мм / с, ZP способен защищать стальные поверхности от износа даже при 200 частей на миллион фосфора. В этих условиях ZDDP становится малоактивным.
Принимая во внимание все эти данные, мы показываем, что ZP интересная противоизносная присадка для смазки ДВС при температуре окружающей среды, что характерно для холодного запуска двигателя. В условиях устойчивого прогретого состояния ZDDP значительно более эффективен, чем ZP. Сочетание обеих добавок является хорошим вариантом для оптимизации противоизносных возможностей моторных смазок. Тем не менее, потеря противозадирных и антиоксидантных свойств в некоторых условиях у ZP, требует добавления других соединений.
Зачем придумали новый ZP? Для того чтобы снизить содержание золы (путем снижения общего содержания металлов), снизить кислотное число (ZDDP из-за серы в составе сильно его "задирает" вверх), для того чтобы увеличить дельту щелочное-кислотное, чтобы уменьшить содержание серы и фосфора (подгон под красивые цифры, не иначе)…однако судя по исследованию, ZDDP наиболее эффективен начиная от 100С, где ZP просто сдувается из-за отсутствия в нем серы и трибологический эффект пропадает, начинается износ (эффект ZDDP при высоких температурах, как я понял, основан на его разложении и образовании очень скользких соединений сульфидов металлов, в ZP нет серы, не образуются и сульфиды металлов)…чего только не придумали уже и на основе органических соединений молибдена, титана, вольфрама, без содержания металлов (фуллерены и прочие), на основе кристаллического графита, гексагонального нитрида бора…но все эти попытки с треском проваливают древнейшей серосодержащей присадке ZDDP на основе цинка диалкилдитиофосфата. В будущем скорее всего будет комбинация всех присадок, но ZDDP уйдет со сцены только в момент смерти ДВС как таковых. Про влияние серы и фосфора на катализаторы — не очевидно и спорно. У нас полгорода ездят вообще без катализаторов, однако почти все двигатели и системы питания исправны, потому что не смотря на огромное количество авто (общ.транспорт у нас фактически схлопыватся…остались трамваи троллейбусы и микроавтобусы), никакого смога, дыма и сажи не наблюдается. Скорее катализатор — дань моде для получения сертификатов ЕВРО 2-3-4-5-6… Реальной необходимости В ИСПРАВНОМ ДВС в катализаторе нет.