Бьюдженталь. Наука быть живым.
- книг о ценности переживания самости много не бывает. эта- интересный ракурс про взаимодействие пациента и терапевта. в книге подкупает "личное" - автор- живой человек, и делится он тем, как живое - страдание другого человека (клиента), или его стремление к освобождению - соприкасается с живым (терапевта). я привыкла к тому ,что литература по психологии- это такая игра в прятки. начиная с зигги, терапевты - прикрываясь суперэтикой- используют описания кейсов (случаев из практики) в качестве иллюстрации метода или теоретических построений, или для пропаганды своих идей. кейс- это всегда опыт пациента, на примере которого терапевт прописывает волшебную пилюлю(пендель) и все расходятся счастливыми (или не очень). терапевт спрятался за теоретическим бруствером, он рассказал как и что, но сам не подставился, он- в домике.
до этой книги мне не встречались описания кейсов как рассказ об опыте самого терапевта по поводу опыта клиента. есть куча комедий, выстёбывающих и демистифицирующих терапевтов- но это скорее такие децкие дразнилки, от зависти. а вот честный рассказ, что происходит "по ту сторону кушетки", от первого лица - такого раньше не встречала. очень смелый шаг, ибо - опять же начиная с зигги- фигура терапевта занимала в обыденном место умершего бога- и это было всем удобно. есть ощущение, что метод работает(л) именно потому что есть это псевдорелигиозное упование на спасение, все эти сверхродительские и авторитарные темы. а тут оказывается что "царь- не настоящий!(с)".
терапевт - просто человек. он профессионал в том ,чтобы быть рядом и вместе в отведенное для сессии время (- отличный повод выкладывать энную сумму, за которую можно купить нормальное авто). у него есть конечно профессиональные инструменты. но оказывается нет надежных и проверенных, патентованных и сто процентно работающих, понятных и дифференцированных для каждой конкретной болячки. более того - он практически ничего не может сам за меня. - ни помирить с родителями и переписать детство, ни сделать неодиноким, ни сделать более успешным, ни отменить старость и осознание собственной конечности. еще хуже - у него такие ж точно проблемы - или даже более бОльшие - с его собственными родителями, детьми или супругами, он также просыпается в поту от осознания того, что всё-таки умрёт, и он точно также может мучиться сомнениями по поводу правильную ли профессию он выбрал для себя. но каким-то мистическим образом, у лучших и самых талантливых из этих странных людей получается, что быть Живым, иметь опыт подлинного переживания собственного Я, быть чутко настроенным на другого и быть за (т.е. на стороне интересов) другого - это то самое, что делает их присутствие рядом во время, отведенное для сессии, таким помогающим. наверное, можно рожать в поле самостоятельно, серпом обрезая пуповину, и зубами ее завязывая. но присутствие другого, кто рожал, или знает акушерскую теорию, в разы более помогающе. суть: никто не родит(ся) за меня. но мне могут помочь родить(ся). и важно, чтобы это были "правильные" люди. которые "за гуманизм и дело мира" (с) возвращаясь к книге - а в ней рассказ о том, чтО этот Второй, который Другой, испытывает, когда при нем кто-то рожает(ся). как он воспринимает происходящее, как иногда раздражается, или как пугается за Первого, как очень, очень хочет помочь, и верит, что все у Первого получится, что все у него будет так, как Первому надо, хотя всегда есть риск, что Первый не выдержит, сдастся, запутается и к себе так и не вернется. И как все это неразрывно связано с ним, Вторым-который-Другой, как это влияет и на него также, как это отзывается в нем и как все наши взаимодействия сплетаются в одну сеть Жизни.
терапевтический эффект от книги также присутствует - кейсы подобраны с "распространенными" запросами. читая про то, как справлялся какой-нибудь N, невольно примеряешь свою ситуацию, и попутно приходят какие -то идеи по поводу себя.