Найти тему
UMNAZIA.RU

Что такое память? Топ-3 подхода к развитию памяти детей

Оглавление
Память. Что это такое? Можно ли развить память и как? Как память влияет на способность к обучению?
Подготовлено экспертами в области памяти развития образовательного проекта Umnazia.ru
Заучивание стихов или слов вызывает затруднения? Расскажем, как это исправить.
Заучивание стихов или слов вызывает затруднения? Расскажем, как это исправить.

Что же такое память?

Сегодня мы поговорим о таком понятии как память. Если вы сегодня зайдете в книжный магазин, то увидите сотни и сотни книг о техниках развития памяти – для взрослых и детей, с картинками и без. Это как и диета – книг по разным видам диеты миллионы, а стройных людей почему-то больше не становится.

Почему одному из нас достаточно несколько раз повторить стихотворение, и он уже готов к уроку, а другой ребенок повторяет стихотворение сотню раз, а результат минимален? Сегодня мы хотим с вами поговорить именно об этом.

Если коротко, то современные ученые выделяют 4 основных ее компонента:

  1. Сенсорная;
  2. Кратковременная;
  3. Оперативная (рабочая);
  4. Долговременная.

Давайте немного поговорим о каждом виде памяти.

Сенсорная память.

Это процесс, который длится несколько мгновений. Это первое ощущение, которое еще не категоризировано, непонятно, это совокупность всех наших органов чувств. Мы практически не контролируем этот процесс, но информация поступает в мозг. Если ничего не происходит, то эта информация выветривается, исчезает.

Кратковременная память.

На этом этапе начинается категоризация. Если нужно запомнить слова, то активизируется одна часть мозга, если цифры, звуки и так далее – другие. Очень важно здесь – недавние исследования показали, что объем кратковременной памяти человека ограничен физиологически. Это примерно 7 цифр, 4 бессмысленных (например на незнакомом языке) слова и до 15 слов связанных в предложении.

Самое главное – увеличение объема кратковременной памяти влияния на мыслительные способности почти не оказывает. То есть, если кратковременная память ниже функциональной нормы – то да, человеку трудно, но если выше – это не повышает его способности решать задачи и проблемы.

Рабочая (оперативная) память

Это то, что сегодня больше всего занимает ученых. Под этим видом памяти подразумевается область, в которую «загружаются данные» из кратковременной и долговременной памяти. Это те данные, которые нужны для решения конкретной задачи.

Например, мы решаем задачу из учебника математики за 6 класс. Дано время и скорость, нужно найти расстояние.
Из кратковременной памяти мы получаем информацию о конкретных числах (50 км/ч и 2 часа движения), а из долгосрочной памяти мы вынимаем формулу вычисления расстояния и навык умножения.
Затем, в оперативной памяти происходит сам процесс умножения и бинго! Задача решена!

Долгосрочная память

Здесь хранятся наши знания, то чему мы уже научились. Каждому факту, знанию, навыку прикрепляется некая метка (как хештег в Instagram). Задача оперативной памяти – максимально быстро вынуть релевантную информацию в случае необходимости.

За работу этих видов памяти отвечают различные участки головного мозга, используются различные ресурсы мозга.

Самая важная из всех перечисленных – оперативная (рабочая) память

Уже доказано, что именно объем оперативной памяти во многом определяет когнитивные способности человека.

Ученые уже установили прямую зависимость между объемами оперативной памяти и успеваемостью детей, и именно с этим мы помогаем в Умназии. Ученики с малым объемом оперативной памяти – это дети, которые постоянно отвлекаются, которым надо по 10 раз повторять то, что другие дети запоминают быстро.

То, что мы привыкли видеть в книгах

Посмотрите на вот эти картинки. Узнаете?

Это тренажеры, которые мы регулярно встречаем в интернете, и в учебной литературе.
Это тренажеры, которые мы регулярно встречаем в интернете, и в учебной литературе.

Эти упражнения, они нужны только в том случае, если вы уверены, что кратковременная память вашего ребенка ниже функциональной нормы. Он, если даже постарается, не может запомнить 7 цифр. Или, не в состоянии повторить сразу после вас 4 бессвязных слова (например, НОЧЬ, ДОБРОТА, СЛОН, МЧАТЬСЯ).

Если этого не происходит – прекратите мучать ребенка, займитесь либо чем-то более интересным, либо чем-то более полезным.

3 подхода к развитию памяти ребенка

Подход №1. Распределенное обучение 🔁

Расскажем его на примере. Ученые выбрали людей и начали их учить слепому методу печати. Для эксперимента разделили всех учащихся на 4 группы:

  • Интенсивные группы – по 2 часа в день (подряд и в 2 подхода)
  • Умеренные группы – по 1 часу в день
  • Супер-интенсивная группа – 4 часа занятий в день (2 раза по 2 часа в день).

И выяснились удивительные результаты:

  1. Группа умеренных (1 в день) показали лучший результат и научились печатать, затратив примерно 77 часов
  2. Группа супер-интенсивов затратила около 128 часов
  3. Группы интенсивов – которые по 2 часа в день занимались, показали промежуточные результаты, примерно по 80-90 часов (то есть очень близко к группе умеренных).
Техника распределенного запоминания
Техника распределенного запоминания

А самое интересное, когда замерили скорость и качество печатания у всех групп через 60 дней после завершения тренинга, группа умеренных показала самые лучшие из всех результаты.

То есть, что здесь можно сказать – лучше понемногу, но регулярно, чем очень интенсивно, но в краткие промежутки времени.

Подход №2. Осмысленность запоминания. 🧠

Чем больше ребенок визуализирует, играет, использует новую информацию, тем лучше запоминание.

Предлагали запоминать слова и задавали три вопроса:

  1. Простой (какими буквами написано слово и сколько букв в слове)
  2. Средний (рифмуется ли слово с …)
  3. Сложный (есть ли слову место в предложении ….)

В третьем случае запоминание было на порядок выше. Время со словами во всех экспериментах не увеличивалось.

Подходы к осмыслению
Подходы к осмыслению

Пробуйте разные способы ассоциировать и осмыслять:

  • При заучивании стихов – махать руками
  • При заучивании параграфа из учебника – представлять себе смысл
  • Если все абстрактно (математика) – осознавать свое месторасположение, что чувствуете
  • При более сложных системах – помогите объединить алгоритмы действий в рассказ

Подход №3. Обратная связь 💬

Если мы не будем указывать ребенку на ошибки (или если ошибок нет) – ребенок не учится. Не запоминает новое. Он просто повторяет старое. Объем обратной связи – второй по значимости параметр, влияющий на запоминание. Нет обратной связи – нет научения, мало обратной связи – мало научения. Указывайте ребенку на ошибки, и чем раньше вы это сделаете – тем больше вероятность, что ребенок запомнит правильную информацию.

Это основное, что стоит помнить. Посмотрите на 5 принципов и правил обратной связи, которые мы в Умназии рекомендуем родителям.

Ключевые правила обратной связи для эффективного запоминания
Ключевые правила обратной связи для эффективного запоминания

Знать теорию работы мозга и памяти – это хорошо, но еще важнее уметь применять это на практике. Именно этим мы и занимаемся в Умназии.

На наших онлайн-курсах по развитию памяти мы учим детей и их родителей различным приемам и мнемотехникам для быстрого и надежного запоминания стихов, иностранных слов, лиц и больших объемов информации. Это навыки, которые никогда не будут лишними!

Попробуйте прямо сейчас! 🔥🔥🔥