Найти тему

Маленькая трагедия в небе большого города

Мой родственник приехал, после работы, к свои родителям, на ужин. Прихлебывая жиденький суп из белой надтреснувшей тарелки с надписью «Общепит», он спокойно сообщил:

-В Сормово самолет-истребитель упал… Лётчик погиб… Вот такой геройский был человек…

Всё было очень буднично.

Был в городе Горьком авиазавод. Завод как завод. Выпускал и, до сих пор, видимо, выпускает он самолеты-истребители для нашей большой страны и на экспорт.

Один наш деревенский родственник из Вятской губернии, ещё в 1943 году, после тяжелого ранения и обморожений на фронте, попал на этот знаменитый авиационный завод столяром. Делал он деревянные детали для знаменитых тогда истребителей ЛА-5фн. Всё пилил, точил и клеил там разные фанерные детали, как пионер в школьном кружке. Как поработал, подкормился и подлечился, то был сразу повторно направлен рядовым на фронт, на вспомогательный участок Балтийского побережья, то ли на эстонский остров Сарема (Эзель), то ли на остров Хиума (Даго). И охранял его от самих мрачных партизан-эстонцев до самого радостного Дня Победы и вспоминал добрым словом родной Горьковский Авиазавод…

А в 70-е годы при СССР на этом авиазаводе выпускали, конечно уже, не ЛА-5фн, а несколько более современные истребители, видимо «миги», различных моделей и модификаций…

В детстве мы постоянно летали летом в г.Горький на обычном пассажирском АН-24, похожем на большой серебристый летающий автобус с крыльями, по маршруту «Свердловск-Горький». Это был обыденный полет, как поездка на автобусе, сейчас. И, вроде, как летать не боялись?

Периодически наш самолет заходил на посадку над этим авиазаводом. В ясный солнечный день, с небольшой высоты был хорошо видна бетонная взлетная полоса заводского аэродрома и стоявшие на нем, очень плотно, новенькие истребители. Несколько десятков. А фотографировать открыто, тогда в самолете и в аэропорту было запрещено. Добрые бортпроводницы в синем и милиционеры на перроне строго за эти смотрели и чуть-что вашу плёнку «засвечивали» мигом.

Конечно, этот пролет, с большой долей вероятности, был частью «Большой игры спецслужб» Пожалуйста, граждане советские пассажиры, «втихушку» фотографируйте и считайте военные самолеты на заводском аэродроме.

А потом продавайте эту информацию всяким злобным «цэрэушникам». Да ещё и город Горький с 1959 года был «закрыт» для посещения иностранцами, так, что неспроста всем нам показывали Горьковский авиазавод, как на цветной картинке, с высоты птичьего полета…

Но вернусь к рассказу моего родственника об этой давней аварии: «Самолет после сборки надо было испытать. Вот заводской летчик-испытатель сел и полетел. Было утро. Обнаружил какую-то серьезную неисправность. Сообщил на базу о неисправности. Сбросил подвесные баки для горючего над Волгой. Потом водолазы их нашли и подняли. Потом делал круги над городом и сжигал горючее…Город Горький, уже тогда был не меньше современного Нижнего Новгорода. Потом Лётчик решил совершить аварийную посадку. Но, скорее всего, получил с земли нужную команду.

Летчик направил самолет прямо между двух небольших многоквартирных домов. Стандартных двухэтажек. Самолёт плавно «вошёл» ровнехонько между ними. И воткнулся острым носом в деревянный двухэтажный сарай, где местные жители хранили дрова. Большой, старый и длинный Сарай, наполненный дровами и барахлом, послужил отличным амортизатором, бампером и тормозом. За доли секунды до удара лётчик катапультировался.

Кресло с летчиком вылетело из кабины и, по невероятно несчастливому стечению обстоятельств, лётчик ударился об узкую и высокую металлическую стеллу. Это был памятник, то ли погибшим солдатам Великой Отечественной войны, то ли сормовским революционерам.

От удара Лётчик умер сразу. Его тело, как-то, сильно съежилось и всё сжалось. Погибший лежал прямо на тротуаре. Редкие прохожие, так как все были уже на работе, ещё до приезда военных и милиции, боязливо проходили мимо. Бабушки крестились.

Потом весь район оцепили. Самолет не загорелся и корпус его мало пострадал. Самолёт и тело летчика увезли. А бригада строителей с авиазавода быстро и качественно заделала новыми досками не очень большой пролом в коллективном двухэтажном сарае.

Потом вспоминали, что на место гибели мужа пришла молодая светловолосая женщина с двумя детьми. Мальчиками 4 и 7 лет. Она не плакала. Лицо её опухло от слез. Ей назначили пенсию за погибшего мужа и дали новую квартиру…

А на следующий день в городе Горьком ничего уже не напоминало о вчерашней трагедии».

2 сентября 2019г.