Помню свое удивление, когда в 87-м году вышел фильм по классическому роману Джеймса Фенимора Купера "Следопыт". В стране полные залы собирали перестроечные хиты "Плюмбум" и "Покаяние", кассовые боевики "Холодное лето 1953 года" и "Десять негритят". И вдруг среди всей этой бушующей кино-перестройки - подчеркнуто старомодный, откровенно несовременный фильм в духе продукции "для детей и юношества" от киностудии им. Горького.
Просмотр "Следопыта", помню как сейчас, оставил странное впечатление - словно побывал в кино как минимум 10-летней давности. Не то чтобы фильм был плох, он просто вообще не соответствовал контексту времени. Счастливые обладатели видео уже смотрели "Смертельное оружие" и "Крепкий орешек", а создатели "Следопыта" как будто снимали для зрителя 60-70-х. Потом я понял: кино - процесс не быстрый, сценарная заявка, сценарий, план, все это в СССР занимало годы, так что экранизация Купера задумывалась в те времена, когда мы восторгались Гойко Митичем и вестернами с Пьером Брисом о Виннету.
"Следопыт" - не плох, он вышел в совсем не правильный для такого фильма момент. И, кстати, с годами впечатление о нем сгладилось, и сегодня эта экранизация смотрится как добротное классическое кино, не особо захватывающее, не слишком зрелищное, но вполне годное для просмотра.
Через три года - снова сюрприз. Андрей Ростоцкий дебютировал в режиссуре экранизацией "Зверобоя", бросив вызов популярной киноверсии с Гойко Митичем. Кажется, Ростоцкому на ТВ дали карт-бланш. 90-й год, в кино можно все - дерзай! И рыцарь приключенческого кино "дерзнул" - в новой версии "Зверобоя" стрелы и копья смачно втыкаются в плоть, кровь от удара саблей брызжет фонтаном, оторванные руки гуронов медленно сползают с борта баржи.
Когда смотришь "Зверобоя" (я помню его ТВ премьеру), не оставляет ощущение, что Ростоцкий и компания получили возможность реализовать подростковые мечты. Двухсерийный фильм похож на азартные игры мальчишек "в индейцев". Ряженые "краснокожие", игры каскадеров, броские кадры в духе "ух как я ему сейчас" - фильм смотрелся со странным чувством. Не понятно было, принимать ли его серьезно?
Попробовал пересмотреть фильм почти 30 лет спустя - и все то же чувство, что и тогда, в 90-м. Это реальное кино или снятые на пленку игры мальчишек, дорвавшихся до возможности оторваться по полной? Впрочем, честно говоря, отказать этому кино в определенном обаянии невозможно. По крайней мере, очевидно, что авторы получали удовольствие от процесса.
Критиковать такие фильмы - несложно. Карелия в роли Канады, хлипкие "краснокожие", фразы в духе "Хау, я все сказал!". С другой стороны, в них есть доля какого-то ностальгического очарования, ведь все мы в советском детстве играли в "индейцев"?