Всем привет! В преддверии второй заметки из цикла фентези/фантастические варгеймы, не могу не поднять один вопрос который хочу с вами обсудить.
Довольно часто во время разговоров с коллегами по нашему хобби я слышу следующие фразы: «Да зачем нужны эти старые варгеймы, ведь полно новых, механики все новые, красивые…». Минуточку! – обычно отвечаю я.
Для начала решим что же такое старый варгейм? Обозначим его так: игра, выпущенная в 1960-90 годах, скорее всего непереиздававшаяся и от не существующего сейчас издательства.
Так актуально это или нет? И собственно зачем в них тогда играть? Рассмотрим плюсы:
1) Узнать и понять, как развивались варгеймы как жанр настольных игр, какие игровые механики использовали авторы и какими источниками они воспользовались. Тогда мы сможем четко понимать, на чем основываются нынешние популярные игры. Мега популярный Combat Commander – попытка автора сделать упрощенный и более лояльный к новичкам Up Front, серия Commands & Colors уж очень напоминает по механике Sirocco 1985 года и Battle Masters 1992 года, продолжать подобное можно долго. Мы же любим историю? Хотя кому мы врем, нам просто нравиться двигать цветные фишечки по карте с гексиками.
2) Уникальность темы. Да, так бывает – интересует нас Крымская война, а современных представителей не очень уж и много... Тут приходит на помощь Crimean War Battles от 1978 года (и да, слышал ряд мнений, что игра весьма спорная)
3) Оригинальные игровые механики. Хотя принято считать, что современные игры разнообразнее и оригинальное, есть механики, которые ныне почти забыты.
Хороший пример ныне почти забытые «Double-blind wargames» - в них у каждого из игроков есть свое продублированное игровое поле, обычно они разделены специальной ширмой. Благодаря такому подходу можно решить одну из главных проблем настольных варгеймов – отобразить важность разведки, скрытого перемещения войск и резервов.
Интересно? Почитайте про эти игры здесь https://boardgamegeek.com/geeklist/1483/item/20953#item20953
4) Лучший представитель. Например лучший , для меня, представитель Area-Impulse варгеймов … родоначальник этой механики Storm over Arnhem! от 1981 года.
5) Оригинал лучше/интереснее переиздания. Да, такое бывает и весьма часто. Поговорим о игре не столь старой. Когда один из лучших авторов современности Марк Симонич готовил второе издание Ukraine '43 (2000 года издания) не думалось что из под пера маэстро выйдет почти другая игра. Желание упростить игру (опять подтверждение того что даже 18 лет назад средне статический варгеймер был умнее =)) и подвести ее под общие правила других своих игр, привело к тому, что под нож пошли разные таблицы боя (в зависимости от размера сражения), уменьшилось количество доступных действий. Пример который я привел спорный, это не плюс и не минус, но ситуации, когда переизданная игра меняется до не узнавания или содержит в себе ряд проблем не редки.
6) Игра просто хорошая, и по прошествии стольких лет она выдержала испытание временем. В нее интересно играть.
Однако старые игры таят ряд опасностей:
1) Ностальгия и завышенные оценки. Наверно самая распространенная опасность. Страницы многих игр на BGG пестрят восторженными комментариями: «Мой первый варгейм! 10-ка!», «Любовь!!! Раскладывал игру каждый летний месяц, когда учился в колледже (в далеком 1978 году)!». Приятные воспоминания есть у каждого из нас и наши заокеанские коллеги не исключение. Поэтому к выбору старой игры (особенно к той, про которую мало информации и нет в сети правил) надо подходить максимально настороженно.
2) Использование автором игры не достоверных источников или открытая предвзятость. Хоть эта проблема сохраняется и сейчас, ситуация заметно улучшается. Варгеймы как и спорт всегда находятся В ПОЛИТИКЕ. Поэтому и вероятность того что фишка комиссара будет расстреливать танковую дивизию или три пехотных роты, что бы те двинулись в атаку весьма велика.
3) И противореча прошлому плюсу – устаревшие и не логичные дизайнерские решения. Когда в игре, симулирующей гипотетическую третью мировую игрок вынужден выстраивать войска фронтом как в 1917 году – это как минимум странно. Вот яркий тому пример: https://boardgamegeek.com/boardgame/7941/nato-operational-combat-europe-1970s
4) Цена и сложность покупки. Версия в коробке, версия в пластиковом органайзере, журнальный вариант…. Это не головоломка а обычные будни игр от SPI. В зависимости от издания меняется и цена, и распространённость. А цены бывает такие что много раз задумаешься о целесообразности покупки.
5) Игра несет скорее коллекционную нежели игровую ценность. Мы же практики.
Подводя итоги, хочу особенно выделить, что не стоит зацикливаться на возрасте игры. Откровенно дурных игр полно, как и среди ветеранов так и среди новинок. Заранее ознакомиться с правилами игры и бросить взгляд на характеристики войск – верный способ вовремя уберечься от покупки откровенного шлака, это же актуально и к играм любого возраста. Шедевры и близкие к ним игры обычно хорошо известны и их приобретение подарит вам часы удовольствия и хорошего настроения.
А какой варгейм в вашей коллекции самый старый? Какие старые игры вас расстроили или же наоборот порадовали?
Если вы хотите узнать больше о подобных варгеймах вступайте в наш «Паблик о суровых варгеймах». В нашей группе много материалов по этим и еще многим другим играм. Если вы хотите ознакомиться с материалами или изготовить свой ПнП варгейм, добро пожаловать в наш архив.