Наконец закончился длинный марафон сценариев в варгейм от дизайнера Шейна Логана Old School Tactical, Vol.I. В течении данного марафона были отыграны все сценарии базовой коробки, а также все дополнения вышедшие на данный момент. Конечно нам обещают еще два сценария вместе с переизданием Сталинграда, но это случится наверное только через полгода. Пока же можно подвести итоги по данному варгейму.
Old School Tactical за прошлый год упорно прижился на моем столе. Здоровая коробка всегда лежала в углу и ждала, когда я же ее полностью отыграю. Наконец почти через 9 месяцев она ушла с моего стола в чулан с варгеймами.
Я не могу сказать что OST мой любимый варгейм или что это любимый тактический варгейм, но у него есть ряд преимуществ перед остальными играми по которым я пройдусь. Но как всегда под руку с преимуществами идут и недостатки плавно перетекая одно в другое, я заметил несколько особенно критических, которые также освещу.
Конечно надо понимать, что многие тактические варгеймы берут за образец ASL, и решения в них представляют «творческую переработку» решений из ASL. Не избежал этого и OST, в нем во многих местах ощущается ASL, но сильно переработанный под современные реалии. Из самых очевидных моментов это похожие таблицы повреждений, похожая механика вступления в ближний бой, роль лидеров не идентична, но также близка к ASL. Но я не буду здесь описывать конкретно механику, кому это интересно может посмотреть соответствующее видео на канале, мы же пройдемся по преимуществам и недостаткам.
YouTube34:35
Главное преимущество для нашего игрока, это то, что OST посвящен начальному периоду Великой Отечественной от пограничного сражения до победы под Сталинградом, причем есть два сценария которые вырываются из данного периода и описывают операцию «Багратион». Это очень интересный период войны, и для меня самый любимый. Мне очень приятно управлять советскими легкими танками и многобашенными монстрами, которые противостоять простым Pz.III или Pz.IV, без всяких тяжелых самоходок или танков.
Правда начальному периоду войны также посвящен первый модуль другой тактической серии — Conflict of Heroes. Однако на мой взгляд Conflict of Heroes сильно проигрывает OST в плане механики, и в принципе является достаточно слабым варгеймом. Поэтому между двумя этими играми я точно выберу OST.
Еще одно преимущество OST — это дополнение про Сталинград с исторической картой. Такое редко встречается в тактических варгеймах. Да есть Tactical Combat Series, есть исторические модули ASL, но все это варгеймы высокого уровня сложности. В тактических варгеймах среднего и низкого уровня сложности исторических карт я не встречал, в основном бывают лишь геоморфологические карты с типичной местностью. Правда очень жаль, что сценариев на этой карте всего шесть. Правда с переизданием дополнения обещают добавить еще два.
Большой плюс игре дают хорошо структурированные и очень понятные правила игры. В них буквально все поделено на пункты и параграфы, что очень облегчает поиск нужного момента во время игры. Практически всегда знаешь где он может быть. Также к правилам обязательно нужно прочесть Gamers Guide в котором содержатся примеры и схемы, которые помогут лучше понять суть механики игры.
Сами правила представляют баланс между сложностью и реалистичностью. Они не перегружены деталями, о которых постоянно забываешь и понимаешь, что играл неправильно только когда перечитываешь правила. В них немного объяснений типа «так случилось из-за хаоса боя», чем обычно объясняют любой лютый бред в играх. При этом сама механика в итоге воспроизводит более-менее приличную «картину боя» в которую вполне можно поверить.
Основной вопрос к механике — это конечно в количестве импульсов на каждый ход. Бросок нескольких d6 очень ненадежная вещь, которая в ответственный момент может сильно подвести, а ведь от этого напрямую зависит количество действий которые может сделать сторона. Но поиграв более ста партий я убедился, что ситуаций когда «не везет» на количество импульсов не так много, и при этом не скажу что они когда-то оказывали серьезное влияние на итоги партии. Но конечно проситься какое-то «минимально допустимое» количество импульсов. Сейчас оно равно 1, но мне кажется, что вернее если бы оно было равно количеству кубиков на импульс. То есть при четырех кубиках, минимальным значением было бы четыре.
Так постепенно мы переходим к недостаткам системы.
Если большая историческая карта Сталинграда это преимущество, то вот остальные карты — недостаток. Зачем все карты делать такими огромными, когда они занимают весь игровой стол? Особенно это раздражает если играется небольшой сценарий, использующий лишь часть карты, а мы вынужденны раскладывать ее полностью. В таком случае геоморфологические карты небольшого размера, которые есть в других тактических варгеймах, обладают большим преимуществом. Flying Pig Games поняли этот недостаток и ко второму тому OST выпустили дополнение Pocket Battles, где вместо обычных огромных карт присутствуют две маленькие, но для первого тома подобного дополнения пока нет.
В сценариях представленных в базе и дополнении есть один большой недостаток — однообразные цели. Практически во всех сценариях победные условия складываются из двух факторов — захваченных к концу сценария точек и нанесенным противнику потерям. Исключений очень мало. Поэтому все сценарии превращаются в сражение за несколько ключевых точек. Каких-то интересные условия победы встречаются очень редко, практически в одном сценарии из пяти.
Также есть некоторые претензии к механике игры. Все броски в OST это 2d6 с хорошими результатами на больших значениях. И с этим связан один из недостатков - когда танк или орудие открывает огонь по вражеской машине для ее подбития требуется выбросить поочередно в двух бросках 2d6 два больших значения, а это очень сложно. Поэтому танки в OST подбиваются редко, в основном это может сделать пехота в ближнем бою или если не имеется что-то типа «Тигра» который с легкостью подбивает практически любую бронетехнику.
Имеются и совершенно бесполезные орудия типа тех же советских противотанковых ружей. По смыслу они должны хорошо справляться с легкими броневиками, но чтобы подбить броневик им требуется выкинуть 11 или 12, после броска на попадание. У меня ни в одной игре противотанковые ружья вообще ничего не сделали.
Очень сомнительна полезность снайперов. Да, они иногда могут поразить вражеского командира, но сделать это трудно, если только командир не расхаживает на открытой местности. А если так, то обычно выгодно обстрелять отделение причинив ему потери и надеется что противник выкинет единичку, что сметет командира.
Из этого недостатка вытекает другой — командиры погибают просто с ужасающей скоростью. Вроде шанс поразить командира небольшой — требуется как минимум причинить потери отделению и надеется на ту самую единичку, но если отделение уничтожено полностью, то уже требуется выкинуть от одного до трех, а в ближнем бою командиры погибают еще проще. Ближний бой вообще беда для них. Да, они могут выйти из боя прокинув 5 или 6, но данной особенностью следует пользоваться только если напали на командира без прикрытия, если же командир с отделением, то его бонусы — +1 к защите, атаке и броску, слишком хорошие, чтобы сбегать им из боя. А вот то, что в ближнем бою можно провести атаку конкретно по командиру в огромном числе случаев приводит к его потере.
Эта слабость командиров в OST связанна с тем, что здесь нет статуса «ранен» как в других тактических варгеймах. Здесь при любом результате «потери» командир убирается с поля. Поэтому результат «ранен» был бы очень к месту. Обычно в конце сценария выживает один командир из пяти, а бывает, что и вовсе ни одного.
Old School Tactical — хороший тактический варгейм начального уровня сложности. Он ни в коем случае не заменит других варгеймов подобного уровня, но является хорошим «стартовым» варгеймом, который позволит после него разобраться c более сложными играми, типа того же Lock 'n Load Tactical. Игра подкупает тематикой, оформлением, легкими правилами, но следует поднимать что это совсем не вершина тактических варгеймов, а лишь один из образцов, хотя и довольно приятный.
Кстати если вас интересует данный варгейм, вы можете скачать полностью переведенный ПнП набор в нашем архиве:
vk.com/wall-114073753_3212
Если вы хотите узнать больше о подобных варгеймах вступайте в наш «Паблик о суровых варгеймах». В нашей группе много материалов по этим и еще многим другим играм. Если вы хотите ознакомиться с материалами или изготовить свой ПнП варгейм, добро пожаловать в наш архив.