Найти тему

Фокальный персонаж и все-все-все

Оглавление

Сегодня поговорим о фокальном персонаже. Не-не, не фекальном, а от слова «фокус». Это тот герой в книге, которого автор помещает в центр, в фокус повествования, его глазами читатели видят происходящее, его мысли они слышат и его страстям сопереживают. В повествовании от первого лица фокальный персонаж совпадает с автором-рассказчиком, и он единственный в тексте. А вот в книге от третьего лица функции и роль фокального персонажа отличаются.

Зачем нужен фокальный персонаж

В многофигурной композиции художественного произведения автор на первый план выводит то одного, то другого героя, в зависимости от того, что он описывает и какую цель преследует в конкретном эпизоде. Этот персонаж первого плана и является фокальным – читатель все воспринимает через него.

«Граф Анри де Шосс вошел в зал и хмуро осмотрел расположившихся там незнакомцев.
- А мы к вам с новостями, ваше сиятельство.
Высокий, слегка потрепанный парень с секирой на поясе поклонился, бросив косой взгляд на своего напарника. Де Шосс насторожился – сидевший у камина седой старик со шрамом показался ему знакомым».

В этом примере фокальный персонаж – Анри де Шосс, именно его глазами мы видим происходящее. Он не знает обратившегося к нему парня, не знают его и читатели. О мыслях и чувствах других участников эпизода мы тоже можем только догадываться, как о них догадывается фокальный персонаж. «Графу показалось, что старик тоже узнал его». А вот если здесь написать: «Старик тоже узнал его, но решил не показывать виду», то это будет ошибкой. Фокальный персонаж не может наверняка знать о решении другого участника сцены, значит, и читатель этого знать не должен.

Но использование фокального персонажа все же отличается от повествования от первого лица – автор имеет возможность рассказать не только о мыслях и чувствах этого героя, но и дать описание его внешнего вида, заглянуть за рамки описываемых событий.

Фото с Яндекс-картинок
Фото с Яндекс-картинок

Фокальный персонаж – это та фигура в тексте, которая вызывает у нас наибольшую эмоциональную реакцию. Именно эти герои создают для читателя атмосферу присутствия, дают возможность ощутить себя участником событий, с головой погрузиться в сюжет.

В книге может быть несколько фокальных персонажей, как правило, это главные герои и значимые герои второго плана. Но слишком большое количество таких фигур сбивает с толку читателей и мешает самому автору, часто нарушая логику повествования. Особенно в эпизодах, когда встречаются несколько фокальных персонажей, и автору приходится выбирать между ними. В этом случае есть риск наделать ошибок.

Ошибки в работе с фокальным персонажем

  • Попытка заглянуть в голову другого действующего лица сцены. Соблазн велик, но не стоит ему поддаваться, если действует фокальный персонаж.
  • «Скачки по головам», когда автор в рамках одного эпизода меняет фокальные персонажи. «Ах, как хорошо, что он приехал,- подумала Ирма и улыбнулась графу. – А она мне рада, - удивился де Шосс». Смена фокальных персонажей возможна только с переходом к другой сцене, к другому эпизоду и должна быть обусловлена сменой обстановки.
  • Ошибка всеведения. Автор должен знать ровно столько, сколько знает фокальный персонаж. Все остальное можно представить как его предположения или высказать позднее, как рассуждения и комментарии автора. Но за пределами конкретной сцены в виде экскурса, ремарки или пояснения.
  • Не рекомендуется обозначать фокального персонажа словами пола (мужчина, девушка), возраста (юноша, старик), по профессии (наемник, учительница) и т. д. Все эти слова оставьте второстепенным персонажам, иначе возникает путаница – сколько в тексте мужчин и девушек. Лучше иметь 1-2, максимум 3, обозначения фокального персонажа – имя и прозвище или титул.

Эти правила накладывают ограничения на «свободу» автора, но именно они помогают читателю почувствовать себя участником событий.

"Натюрморт со старинными гравюрами". Художник Сергей Андрияка.
"Натюрморт со старинными гравюрами". Художник Сергей Андрияка.

Всезнающий автор

Предваряя упреки в том, что «а вот классики…», сделаю одно замечание. В XIX веке был распространен еще одни прием, который можно назвать «всеведущий автор». Суть его в том, что автор одновременно видел и описывал поступки, мысли и чувства разных героев в одной сцене. Он как бы парил над головами действующих лиц. Это не выглядело как скачки по головам, потому что фокальных персонажей вообще не было. А был автор-рассказчик, который знал все обо всех, и его слушатели-читатели, которые ощущали себя не участникам событий, а сторонними наблюдателями.

Такой прием использовался в произведениях, где много авторских отступлений, философствований, морализаторства и т. д. Самый известный пример – произведения Толстого.

Но даже в XIX веке этот прием был не слишком распространен, а в современной литературе он и вовсе встречается редко.

Я прощаюсь с вами, мои читатели. А вы подумайте, какой вариант вам нравится больше читать и писать. Если статья понравилась, то не забудьте поставить лайк.