Сергей Гаврилович Чириков, преподававший изящные искусства и исполнявший обязанности гувернёра, занимал в Лицее довольно скромное положение, но, думается, вспомнить о нём просто необходимо, потому что этому человеку мы очень многим обязаны.
Во-первых, учитель рисования запечатлел в своих акварелях облик некоторых воспитанников, в том числе и будущего великого поэта (и это единственный портрет Пушкина лицейского периода):
Во-вторых, работал Чириков, видимо, очень ответственно, многие рисунки его учеников достаточно выразительны. Портреты некоторых воспитанников до нас не дошли, а их рисунки сохранились (часть из них я приводила в статьях о лицеистах).
Вот этого ангела нарисовал Иван Малиновский:
А льва – Александр Бакунин:
А выпускник 1820 г. В.П.Лангер стал профессиональным художником. Среди его произведений – много видов Царского Села и Лицея:
И, может быть, именно уроки Чирикова способствовали развитию рисовального дара поэта, рисунками которого мы любуемся вот уже более двухсот лет?.. Хотя сам учитель оценивал юного Пушкина достаточно строго: «Отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен. Успехи не ощутительны», «легкомысленен, ветрен, неопрятен, нерадив, впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особую страсть к поэзии».
Широко известны два лицейских рисунка А.С.Пушкина, а И.С Зильберштейн в книге «Парижские находки помещает репродукцию ещё одного, находящегося в частном собрании за границей:
Что же это был за человек, Сергей Гаврилович Чириков? Сын придворного истопника, в 1782 году, в возрасте б лет, он поступает в воспитательное училище Академии художеств как «пенсионер господина президента» (И.И. Бецкого), а в 1794 году заканчивает архитектурный класс академии с аттестатом «первой степени со шпагой». Какое-то время служит в разных учреждениях, а 28 июля 1811 года был назначен гувернёром в Лицей и со следующей весны был определён учителем рисования. В Лицее он прослужил тридцать лет, до выхода в отставку. Первый директор Лицея В.Ф.Малиновский в его послужном списке отметил, что Чириков «к продолжению службы отменно способен и к повышению чином достоин по своему усердию и искусству в надзоре за воспитанниками».
Воспитанники его слушались и любили. Его двухкомнатная квартира находилась в арке над лицейской библиотекой, и лицеисты часто собирались у него. Оторванные от дома мальчики находили здесь заботу и понимание. Здесь устраивались своего рода литературные собрания. Именно здесь Дельвиг рассказывал о кампании 1807 г. против Наполеона, где он якобы участвовал, а Пушкин поведал историю, которую потом его друзья вспоминали как сюжет повести «Метель». Чириков и сам писал стихи, лицеисты называли его Герой Севера в честь сочинённой им поэмы с таким названием. Даже в 1840-х годах Е.А.Энгельгардт в письмах к И.И. Пущину называет Чирикова «героем Севера Чирикандусом».
Лицеисты вспоминали, что над диваном в квартире Чирикова, на стене, Пушкиным были написаны стихи. Некоторые исследователи считают, что именно они сохранились на обороте листка с посланием Илличевского «Моему рисовальному учителю»:
Известно буди всем, кто только ходит к нам:
Ногами не марать парчового дивана,
Который получил мой праотец Фатам
В дар от персидского султана.
В 1812-1815 гг. Чириков руководил «Лицейским рукописным журналом», где сотрудничали Илличевский, Мартынов и Пушкин.
Ученики отзывались о нём очень тепло. «Очень любимый лицеистами за ровный и приятный характер, за обходительность, за некоторое достоинство, не позволяющее нам таких с ним шалостей, на которые мы пускались с другими; наконец и за сочувствие к нашим литературным занятиям, в которых он находил вкус, потому что сам был поэт», — так писал о Чирикове всегда жёлчный М.А.Корф. «Старейший и почтеннейший ... Сергей Гаврилович Чириков благороднейший и добрейший человек, обладавший замечательным тактом... был живою хроникою минувшего лицея и мы осаждали его любопытными расспросами про старину», - вторит ему Я.Н. Яхонтов, окончивший Лицей много позже.
Но «скотобратцы» не были бы «скотобратцами», если бы не нашли в учителе смешных сторон:
Я во Питере бывал,
Из Царского туда езжал.
Перс я родом,
И походом
Я на Выборгской бывал,- так от лица Чирикова пелось в «Национальной песне». Род Чирикова вроде бы происходил из Персии, и Корф вспоминал об учителе, что «в физиономии своей он имел что-то восточное». А поездку в столицу, как мы видим, Чириков считал «почти геркулесовским подвигом».
Об отношениях Пушкина и Чирикова мы знаем немного. Известно, что в письмах лицеистам (ему приходилось ездить в Петербург лечить глаза, и тогда Чириков писал воспитанникам, выполнял их поручения) о Пушкине он не упоминал, а вообще больше всех любил «Лису» Комовского за его мягкий нрав. Существует довольно злая лицейская эпиграмма Пушкина на Чирикова «Портрет»:
Вот карапузик наш, монах,
Поэт, писец и воин,
Всегда, за всё, во всех местах
Крапивы он достоин:
С Мартыном поп он записной,
С Фроловым математик,
Вступает Энгельгардт-герой —
И в миг он дипломатик.
Видимо, умение учителя приспосабливаться к житейским обстоятельствам поэту очень не нравилось.
Вся жизнь Чирикова была связана с Лицеем. Среди выпускников Александровского лицея (уже после перевода в Петербург) числятся два его сына: в 1845 году – Сергей (в будущем чиновник особых поручений при главном управлении почт и телеграфов), в 1850 году – Владимир.
Дети, видимо, были поздние. Я.К.Грот вспоминал: «Чириков был уже давно женат, когда у него, в моё время, родился первый ребёнок, названный Сергеем. Мы тотчас применили к новорождённому стихи из Горя от ума:
Сергей Сергеич! запоздали!
А мы вас ждали, ждали, ждали!»
Умер Чириков в чине статского советника, 31 января 1853 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Навигатор по всему каналу здесь