Найти тему
MGavrishenko

Любимая внучка Екатерины

Екатерина Павловна Романова была не только внучкой (любимой) Великой императрицы Екатерины Второй и женой тверского губернатора принца Георга Голштейн-Олъденбургского. Она - устроительница тверского дворца, при которой дворец, да и сам город, пережили период своего как культурного, так и социально-экономического расцвета. Забегая вперед надо сказать, что именно Екатерина Романова стала основательницей народного ополчения в России.

По легенде к ней дважды сватался сам Наполеон и якобы именно из-за её отказов он пошел на Россию с войной.

Она вышла замуж за герцога Георга, которого император Александр I назначил генерал-губернатором Тверским, Ярославским и Новгородским.

-2

Пока ее муж активно занимался делами губернскими, Екатерина Павловна взялась за обустройство жизни светской. Императорский же дворец стал резиденцией главы края и парадным центром малого двора Екатерины Павловны.

Вскоре сюда потянулся весь столичный бомонд. Будучи крайне образованной аристократкой Екатерина Павловна очень скоро сформировала вокруг себя широкий круг образованного дворянства, в особенности московского, «старого русского» круга, центром которого становилась парадная резиденция княгини в Тверском дворце.

Благодаря содействию Георга в Тверь потянулись деятели культуры, политики из Европы, больше всего из государств северной Германии. Влияние Екатерины на все важнейшие события возрастало и из-за продолжающейся дружбы с братом Александром. Император, пользуясь близостью Твери, часто навещал сестру, нередко со свитой, вел с ней активную переписку, обменивался советами, поддерживал во всех начинаниях.

Не удивительно, что именно провинциальная Тверь стала влиять на политику российской империи.

В Тверь Екатерина и Георг прибыли в августе 1809 года, а уже через год, 30 августа 1810 г., Екатерина под присмотром матери в Санкт-Петербурге родила первого сына Фридриха-Павла-Александра.

Тверская идиллия неожиданно была нарушена известием, что Наполеон захватил герцогство Ольденбургское, наследником власти и владений которого были Георг и Екатерина. Этот акт насилия был расценен как прямой агрессивный выпад против Российской империи, уже в марте 1811 года все это обсуждалось во дворце в Твери.

12 июня 1812 года армия Бонапарта перешла границу российского государства.

Именно Екатерина посоветовала брату Александру: «Ни в коем случае не берите на себя верховное командование армией. Не теряя времени, нужно найти полководца, пользующегося доверием в армии. Вы сами не способны внушить доверия солдатам...» 20 августа Кутузов, лично несимпатичный императору, был назначен верховным главнокомандующим русской армией. Александр из ставки отправился в Москву, невзирая на то, что к ней продвигался неприятель, «чтобы бить врага повсюду, где только его увидит».

Общее настроение, царившее в Твери, было сродни московскому – готовность людей, представителей всех сословий «пролить свою кровь», пожертвовать всем своим состоянием для защиты страны.

В обществе почти не заметили, что в губернаторской семье появился второй ребенок, второй сын. Екатерина родила его в Ярославле 14 августа 1812 года, принцу дали имя Константин-Фридрих-Петр и отправили к бабушке в столицу.

Георг оказался способен объединить все сословия для отпора врагу и организации жизни губерний в условиях военного времени. А Екатерине Павловне первой пришла идея создания народного ополчения.

Получив одобрение Карамзина, она обратилась к императору за поддержкой и, получив ее немедленно, представила министру уделов А.А. Гурьеву свой план:

« ...я не могу противиться велению моего сердца и не принять участия в приумножении наших вооруженных сил... обращаюсь к Вам с изложением моего намерения, ...оно состоит в том, чтобы во владениях, предназначенных мне в качестве апанажа, завербовать определенное количество воинов, которых вооружу за свой счет и буду содержать на протяжении всей войны ».

В уточнениях следовало, что «мобилизовать должно из ста душ по одному человеку, в первую очередь из числа добровольцев служить за Веру и Отечество, а затем из рекрутов. Для всех этих воинов на протяжении всей их жизни я беру на себя выплату государственных налогов и оброка, провиант и полное обеспечение на пути в Тверь, определенную в качестве места сбора, новобранцы получают за мой счет. С Высочайшего одобрения эти воины составят отдельный батальон и после окончания войны вернутся к своим семьям: господами, управляющими на местах, новобранцы должны быть незамедлительно направлены в Тверь». Из своих удельных крестьян сформировала Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон.

Хотя батальон Екатерины Павловны и не сумел остановить наступление Наполеона на Москву, она могла гордиться тем, что внесла личный вклад в сокрушение коварного врага. Солдаты батальона были отлично экипированы, носили на кокардах инициал «Е» (Екатерина), отлично воевали; из 1000 человек в конце войны домой вернулись 417.

Французы, покинув непокоренную Москву, отступали, народная война уничтожала их армию, гнала к границе.

Во время посещения одного из лазаретов в Твери Георг Ольденбургский заразился от больного сыпным тифом, через несколько дней почувствовал недомогание и, несмотря на старания докторов, 15 декабря 1812 года скончался.

Потрясенная Екатерина Павловна теряла силы. Тяжелая потеря любимого супруга не укладывалась в сознании. Она просила брата-императора разрешения похоронить Георга в Твери, полагая впоследствии построить для него церковь, «где я смогу видеть его и быть вблизи него».

Однако, как член императорской семьи, принц должен был быть похоронен в Санкт-Петербурге.

Война закончилась. Екатерина Павловна с пробуждением в ней воли к жизни задумывалась о путешествии в Европу. Необходимо было лечение на европейских курортах. Приходилось покидать привычную, ставшую родной Тверь, возможно, навсегда. Екатерина Павловна любила Тверь, гордилась ею, в ней провела она счастливые годы, здесь оставались лучшие друзья.

13 марта 1813 года в одном из многочисленных посланий помощнику Георга Ольденбургского (им был человек в высшей степени вызывавший доверие, генерал Франц де Волан) Екатерина Павловна писала: « Тверь навсегда останется дорогой мне: это место, где я провела такие счастливые, могу Вас заверить, самые счастливые дни моей жизни, так как я не верю, что мне выпадет еще много подобных!!! »

Обладавшая тонким умом, талантами, она должна была, по мнению императора, находясь за границей, помочь российской дипломатии в создании и укреплении нового сообщества европейских государств, способного окончательно сокрушить наполеоновскую империю. В центре и на севере Германии шла война, Ольденбург еще не был освобожден, и путь Екатерины Павловны лежал к известным южным курортам, в Вену, столицу нейтральной на тот момент Австрии.

Во второй брак вступила 12 января 1816 с другим двоюродным братом, наследным принцем вюртембергским Вильгельмом, в том же году вступившим на престол. Отец Вильгельма и мать Екатерины были родными детьми герцога Фридриха Евгения Вюртембергского.

Будучи королевой, Екатерина Павловна ревностно заботилась о народном образовании; во время голода 1816 г. оказала стране важную услугу, основанием в 1817 году «благотворительного общества»; содействовала устройству домов трудолюбия. Для создания этого общества она созвала лиц мужского и женского пола, принадлежащих ко всем сословиям. Король, желая поддержать инициативу супруги, выделил 10 000 флоринов на ежегодную помощь бедным. Мать королевы, императрица Мария Фёдоровна, тоже не осталась в стороне — стала членом Общества с ежегодным взносом 2000 рублей, причём Николай I велел продолжать этот взнос на будущее время. Екатерина Павловна и сама жертвовала очень много — давая необходимые суммы для первоначального устройства различных профильных учреждений и организаций, отпочковывашихся от первоначального общего Общества благотворительности[3].

Умерла 9 января 1819 г., погребена вместе с мужем в Вюртембергском мавзолее.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц