Лейбл Vortex - подразделение ATCO Records, в свою очередь являющейся подразделением Atlantic Records. Лейбл был создан для выпуска экспериментальных пластинок на стыке психоделии, джаза и рока, наряду с Embryo. На Vortex вышло 14 пластинок в период с 1968-го по 1970-й, при этом большая часть материала была записана еще в 66-67 годах. Свои дебютные сольные пластинки на лейбле выпустили Keith Jarrett, Chick Corea, Byard Lancaster и Sonny Sharrock. Субъективно, за исключением Keith Jarrett - Restoration Ruin (крайне спорного фолк-рок проекта выдающегося пианиста) и Leo Wright - Soul Talk (крепкой соул-джазовой, но пожалуй не очень актуальной для конца 60-х истории) все пластинки лейбла стоит иметь в коллекции.
С изданиями все просто и понятно - оригиналы имеют пятак разных оттенков розового с надписью Vortex сверху, спиралью посередине и адресом 1841 Broadway, New York снизу. В качестве дистрибьютора могут быть указаны, как Atco, так и Atlantic. Промо-издание печаталось с белым пятаком, большая часть промо-изданий в стерео, однако встречаются и моно варианты.
В начале и середине 70-х записи лейбла переиздавались в Японии, некоторые с традиционным для Vortex оформлением, некоторые с классическим зелено-оранжевым пятаком Atlantic.
В 2000-х несколько компаний обратились к каталогу Vortex - существуют переиздания от 4 Men With Beards, Music On Vinyl и Rhino Records. Будьте внимательны - вариант Rhino крайне схож с оригинальным по оформлению конверта и пятака.
2001 Steve Marcus - Tomorrow Never Knows
Основоположники джаз-рока Бертон-Кориелл-Мозес играли не только в квартете, но и с саксофонистом Стивом Маркусом, занимавшимся в первую очередь сумасшедшими интерпретациями мелодий популярных артистов поп-рок сцены. В полном соответствии с последовавшими альбомами лейбла Tomorrow Never Knows не только дебютная пластинка саксофониста, прошедшего школу оркестра Стэна Кентона, но и жанрополагающая — на этот раз речь про джаз-рок, в создании которого каждый из участников коллектива принял непосредственное и значительное участие.
* джаз-рок
Steve Marcus (сопрано-, тенор-саксофон), Gary Burton (фортепиано), Larry Coryell (гитара), Chris Hills (контрабас), Bob Moses (ударные)
Нью-Йорк, 31 октября, 1967
A1 Eight Miles High
A2 Listen People
A3 Mellow Yellow
A4 Rain
B1 Tomorrow Never Knows
B2 Half A Heart
послушать пластинку в Яндекс.Музыке
2002 Joe Zawinul - The Rise And Fall Of The Third Stream
Если бы на момент создания термина третье течение существовала рок музыка, в обиход вошли приемы авангардного джаза шестидесятых, то альбом Завинула уверенно бы занял месту в ряду работ в указанной стилистике. А так — очень авторский взгляд Уильяма Фишера на жанровую эклектику, возможную в то время — несколько схожий взгляд на подобную смесь предлагал в то время Дэвид Аксельрод, правда с акцентом на гитару, рок-мотивы, актуальный на момент брейкбит.
* третье течение / джаз-рок
Jimmy Owens (труба) William Fischer (тенор-саксофон) Alfred Brown, Selwart Clarke, Theodore Israel (скрипка) Kermit Moore (виолончель) Joe Zawinul (фортепиано, электрическое фортепиано) Richard Davis (бас) Freddie Waits или Roy McCurdy (ударные, перкуссия) Warren Smith (перкуссия)
Нью-Йорк, 16 октября, 1967
A1 Baptismal
Тем же составом
Нью-Йорк, 21 октября, 1967
A2 The Soul Of A Village, Part 1 & 2
A3 The Fifth Canto
Тем же составом
Студия RCA, Нью-Йорк, 12 декабря, 1967
B1 From Vienna With Love
B2 Lord, Lord, Lord
B3 A Concerto Retitled
послушать пластинку на Яндекс.Музыке
2003 Byard Lancaster - It's Not Up To Us
Дебютная пластинка авангардного саксофониста — прежде он появлялся у Санни Маррея на ESP-Disk, у Бертона Грина на Columbia, Ларри Янга на Blue Note, но здесь он впервые главный герой, пусть ему и пытается помешать гитарист Сонни Шеррок. Удивительно каким образом музыка балансирует между некоторой сентиментальностью и демоническим состоянием — особенно хороша без сомнения тема 'John's Children', в 1994 попавшая на знаменитую пластинку 'Ask The Ages'.
* авангардный джаз
Byard Lancaster (альт-саксофон, флейта) Sonny Sharrock (гитара) Jerome Hunter (бас) Eric Gravatt (ударные) Kenny "Keno" Speller (конги)
Нью-Йорк, 18 декабря, 1966
A3 Misty
A4 John's Children
B3 Over The Rainbow
B4 Satan
Тем же составом
Нью-Йорк, 12 июля, 1967
A1 It's Not Up To Us
A2 Last Summer
B1 Mr. A.A.
B2 Dogtown
послушать пластинку на Яндекс.Музыке
2004 Chick Corea - Tones For Joan's Bones
Дебютная пластинка пианиста местами напомнит о том, чем интересовался его коллега по квартету Колтрейна Маккой Тайнер, обозначая территорию, в которой сливаются находки модального джаза, остатки хард-бопа и свободные импровизации. Запись пианиста фактически обозначает смерть хард-бопа в его привычном понимании, вместе с тем предлагая категоризировать подобную музыку жанром (еще пока авангардного) пост-бопа.
* пост-боп, авангардный джаз
Альбом переиздавался в 1976-м в рамках серии That's Jazz и на сборнике 1973 года 'Inner Space'
Woody Shaw Jr. (труба) Joe Farrell (тенор-саксофон, флейта) Chick Corea (фортепиано) Steve Swallow (контрабас) Joe Chambers (ударные)
Нью-Йорк, 30 ноября, 1966
A1 Litha
Woody Shaw Jr. (труба на A2, B2) Joe Farrell (тенор-саксофон, флейта на A2, B2) Chick Corea (фортепиано) Steve Swallow (контрабас) Joe Chambers (ударные)
Нью-Йорк, 1 декабря, 1966
A2 This Is New
B1 Tones For Joan's Bones
B2 Straight Up And Down
послушать пластинку на YouTube
2005 Robin Kenyatta - Until
Еще одна дебютная пластинка на лейбле, на этот раз Робина Кенятты — в то же время он участвует в знаменитом авангардном проекте Jazz Composer's Orchestra, играет в оркестре Билла Диксона, записывает вместе с тромбонистом Розуэллом Раддом белстящую Everywhere на Impulse!. На каждой пластинке Кенятта звучит невероятно свежо, очевидно не становится исключением и Until, состоящей из четырех равнозначно любопытных тем, среди которых субъективно выделяю реверанс в сторону Орнетта Коулмена под названием This Year.
* авангардный джаз, фри-джаз
Robin Kenyatta (альт-саксофон) Mike Lawrence (тенор-саксофон на A2, B2) Fred Simmons (фортепиано) Walter Booker (контрабас) Horace Arnold (ударные)
Нью-Йорк, 25 ноября, 1966
A1 Until
A2 This Year
B2 Little Blue Devil
Roswell Rudd (тромбон) Robin Kenyatta (альт-саксофон) Mike Lawrence (тенор-саксофон) Lewis Worrell (контрабас) Horace Arnold (ударные) Archie Lee (перкуссия)
Нью-Йорк, 4 февраля, 1967
B1 You Know How We Do
2006 Keith Jarrett - Life Between The Exit Signs
И вновь дебют — теперь речь про Кита Джарретта, чья первая пластинка случилась в трио. Как и в случае с записью его исторического коллеги Чика Кории Life Between The Exit Songs тоже предлагает провести черту, оставив модерн-джаз позади. Впереди же оказывается то, что впоследствии будет принято именовать контемпорари джазом — Джарретт не формулирует это до конца, как будет сделано в скором времени на ECM, однако во многом задает направление движения.
* пост-боп, контемпорари, фортепианное трио
Keith Jarrett (фортепиано) Charlie Haden (контрабас) Paul Motian (ударные)
Нью-Йорк, 4 мая, 1967
A1 Lisbon Stomp
A2 Love, No. 1
A3 Love, No. 2
A4 Everything I Love
B1 Margot
B2 Long Time Gone
B3 Life Between The Exit Signs
B4 Church Dreams
Послушать пластинку на Яндекс.Музыке
2007 Dave Pike - The Doors Of Perception
Короткая, крайне эклектичная и запоминающаяся пластинка работавшего на тот момент в группе Херби Манна вибрафониста любопытна в первую очередь попыткой изобразить некий психоделик-джаз. Подкрепленный соответствующим название и оформлением альбом уверенно встает в ряд желанных пластинок лейбла.
* психоделик-джаз
Dave Pike (вибрафон, маримба) Lee Konitz (альт-саксофон) Eddie Daniels (тенор-саксофон, кларнет) Don Friedman (фортепиано) Chuck Israels (контрабас, электрический бас) Arnie Wise (ударные)
"Top Of The Gate-Village Gate", Нью-Йорк, 28 сентября, 1966
A1 Free Improvisation
A2 The Drifter
A3 The Doors Of Perception
B1 A Ballad
B2 Anticipation
Послушать пластинку на Яндекс.Музыке
2008 Keith Jarrett - Restoration Ruin
Многие пластинки Кита Джарретта несут в себе желание автора доказать публике, что ему подвластны все элементы музыкального мира. Restoration Ruin и вовсе устроена в совершенно фолк-роковой стилистике — территории, куда черные музыканты его поколения даже и не думал ступать. В довершении идеи Кит сам поет и исполняет на всех звучащих на пластинке инструментах.
* фолк-рок
Keith Jarrett (голос, гитара, гармошка, сопрано-саксофон, фортепиано, орган, электрический бас, ударные, перкуссия, другие инструменты) струнный квартет (A1, A3, A5, B4)
Нью-Йорк, 12 марта, 1968
A1 Restoration Ruin
A2 All Right
A3 For You And Me
A4 Have A Real Time
A5 Sioux City Sue New
B1 You're Fortunate
B2 Fire And Rain
B3 Now He Knows Better
B4 Wonders
B5 Where Are You Going
Послушать пластинку на Яндекс.Музыке
2009 Steve Marcus - Count's Rock Band
Вторая работа саксофониста возможно даже уверенней предыдущей, чуть более очерченная и все также must-have.
Во Франции пластинка издавалась на Atco с другим оформлением
Steve Marcus (сопрано-, тенор-саксофон) Mike Nock (фортепиано, клавесин) Larry Coryell (гитара) Chris Hills (гитара, электрический бас) Bob Moses (ударные) Chris Swanson (перкуссия)
NYC, 9 мая, 1968
A1 Theresa's Blues
B1 Ooh, Baby
Steve Marcus (сопрано-, тенор-саксофон) Dominic Cortese (аккордеон на B3) Mike Nock (фортепиано, клавесин) Larry Coryell (гитара) Chris Hills (гитара, электрический бас) Bob Moses (ударные) Chris Swanson (перкуссия)
NYC, 15 мая, 1968
A2 Scarborough Fair
A3 Drum Solo
B2 C'est Ca
B3 Back Street Girl
B4 Piano Solo
Послушать пластинку на Яндекс.Музыке
2010 Clifford Jordan - Soul Fountain
Очень яркая, в полном соответствии с оформлением, в целом соул-джазовая работа, однако куда более свободная и менее прямолинейная и очевидная, нежели чем многие записи жанра.
* соул-джаз
Clifford Jordan (тенор-саксофон, флейта) Jimmy Owens (труба, флюгельгорн) Julian Priester (тромбон) John Patton (орган) Billy Higgins (ударные) Ray Barretto (конги) Joe Wohletz (бонги)
NYC, 12 октября, 1966
B1 Senor Blues
B2 Eeh Bah Lickey Doo
B3 Retribution
Clifford Jordan (тенор-саксофон, фортепиано) Jimmy Owens (труба, флюгельгорн) Julian Priester (тромбон) Frank Owens (фортепиано, орган) Ben Tucker (контрабас) Bob Cranshaw (контрабас, электрический бас) Bobby Durham (ударные) Orestes Vilato, Joe Wohletz (перкуссия)
NYC, 25 октября, 1966
A1 T.N.T.
A2 I've Got A Feeling For You
A3 H.N.I.C. (Head Nigger In Charge)
A4 I Feel Good
A5 Caribbean Cruise
Послушать пластинку на Яндекс.Музыке
2011 Leo Wright - Soul Talk
Альбом же саксофониста Лео Райта наоборот куда более очевидный представитель жанра соул-джаз, однако отнюдь не тривиальный и исполнен блестяще.
* соул-джаз
Leo Wright (альт-саксофон, флейта) Gloria Coleman (орган) Kenny Burrell (гитара) Frankie Dunlop (ударные)
NYC, 1 ноября, 1963
A1 State Trooper
A2 Blue Leo
A3 Sometimes I Feel Like A Motherless Child
A4 Soul Talk
B1 Poopsie's Minor
B2 Skylark
B3 Blues Fanfare
Послушать пластинку на YouTube
2012 Keith Jarrett - Somewhere Before
Куда менее концептуальная пластинка, нежели его дебютная 'Life Between The Exit Signs', также устроенная силами трио - Джарретт вновь берется за все, и группа звучит то как трио Билла Эванса, то
* фортепианное трио, пост-боп
Переиздавалась на Atlantic
Keith Jarrett (фортепиано, сопрано-саксофон, блок-флейта) Charlie Haden (контрабас) Paul Motian (ударные)
Клуб "Shelly's Manne-Hole", Голливуд, Калифорния, 30 октября, 1968
A3 Moving Soon
A4 Somewhere Before
B1 New Rag
B2 A Moment For Tears
Тем же составом
Клуб "Shelly's Manne-Hole", Голливуд, Калифорния, 31 октября, 1968
A1 My Back Pages
A2 Pretty Ballad
B3 Pout's Over (And The Day's Not Through)
B4 Dedicated To You
B5 Old Rag
Послушать пластинку на Яндекс.Музыке
2013 Steve Marcus - The Lord's Prayer
Чуть более спорный альбом саксофониста, в первую очередь из-за несколько перенасыщенных аранжировок - на двух вещах присутствует даже струнный квартет.
* джаз-рок
Steve Marcus (сопрано-, тенор-саксофон) Jack Gale (труба) Dave Gale (тромбон) Rachel Perkins (блок-флейта -3) Tom Zimmerman (тенор-саксофон) Herbie Hancock (фортепиано, электрическое фортепиано) Miroslav Vitous (бас) Ed Xiques (бас -2,4) Larry Clark (ударные, вокал -1,2,4)
Нью-Йорк, 10 марта, 1969
1. 16502 Just Like Tome Thumb's Blues
2. 16503 Wild Thing
3. 16504 America
4. 16505 The Lord's Prayer
Steve Marcus (сопрано-, альт-саксофон) Jack Gale (труба) Dave Gale (тромбон) Tom Zimmerman (тенор-саксофон) Herbie Hancock (фортепиано, электрическое фортепиано) Frank Stuart (гитара) Miroslav Vitous (бас) Bob Moses (ударные -1) Larry Clark (вокал -1) струнный квартет под руководством Gene Orloff
Apostolic Recording Studios, Нью-Йорк, 12 мая, 1969
1. 16988 Hey Jude
2. 16989 T With Strings
Steve Marcus (сопрано-, альт-саксофон) Jack Gale (труба) Dave Gale (тромбон) Tom Zimmerman (тенор-саксофон) Herbie Hancock (фортепиано, электрическое фортепиано) Miroslav Vitous (бас) Bob Moses (ударные)
Apostolic Recording Studios, Нью-Йорк, 16 июля, 1969
17383 Hope
17384 Amy
Послушать пластинку на Яндекс.Музыке
2014 Sonny Sharrock - Black Woman
Наиболее легендарная пластинка Vortex — раскрепощенная настолько, что подобную музыку трудно представить выпущенной сколько-нибудь заметным лейблом.
* авангардный джаз
Sonny Sharrock (гитара) Dave Burrell (фортепиано) Norris Jones (контрабас) Milford Graves (ударные) Linda Sharrock (голос) + Teddy Daniel (труба) Richard Pierce (контрабас)
Apostolic Recording Studios, Нью-Йорк, 16 мая, 1969
B1 Bialero
B2 Blind Willie
B3 Portrait Of Linda In Three Colors, All Black
Sonny Sharrock (гитара) Dave Burrell (фортепиано) Norris Jones (контрабас) Milford Graves (ударные) Linda Sharrock (голос) + Gary Sharrock (колокольчики на A1)
A&R Recording Studios, Нью-Йорк, 16 мая, 1969
A1 Black Woman
A2 Peanut