В последнем номере литературного журнала Host — интервью с основателем премии «Магнезия литера» Павелом Мандисом (подробнее о премии — здесь, о лауреатах 2019 года — тут). Перевела для вас маленький фрагмент. Про то, как все начиналось.
Премия «Магнезия литера» вручается восемнадцать лет подряд. Как так сложилось, что ты основал ежегодную литературную премию?
Будучи редактором еженедельника «Тыден»,я несколько лет ходил на церемонии «Чешского льва», и постепенно начал задумываться, а почему в литературе нет такой премии, которая была бы интересна не только специалистам. Литературных наград было много, но широкая публика за ними не следила и уж тем более их не обсуждала. Тогда я обошел разные писательские организации, и где-то мне говорили: «Ну так придумайте такую премию». Изначально идея состояла в том, чтобы объединить существующие премии и превратить их в основные номинации: премия Эгона Гостовского за прозу, премия Иржи Ортена за открытие года, премия Йозефа Юнгмана за перевод и так далее. Но не сложилось: Гильдия переводчиков отказалась в этом участвовать. Они не понимали, как можно вручать премию имени Йозефа Юнгмана уже в апреле, их аргумент — жюри не способно настолько быстро оценить качество перевода. Но важно было, чтобы новая премия была не премией какого-то там Мандиса, а профессиональной премией в области литературы. Поэтому в итоге мы основали объединение, в котором у каждой профессиональной организации есть свое представительство, они выбирают членов жюри и тому подобное.
Что было труднее всего? Найти деньги?
Найти деньги и приобрести доверие. Ясно было, что нам нужен спонсор. И тогда председатель Гильдии писателей Антонин Елинек вспомнил, что к нему уже подходили из «Карловарских минеральных вод» с предложением поддержать премию имени Эгона Гостовского. Главное условие: в премии должно быть слово «Магнезия» [«Магнезия» — название воды, которую производит компания — прим. переводчика]. В Карловы Вары я ехал с идеей, что новая премия могла бы называться «Литера магна». Итальянские менеджеры из «Карловарских минеральных вод» снисходительно улыбнулись и сказали, что на «Литеру магну» дадут ну тысяч сто. Но если это будет «Магнезия литера», то в десять раз больше. Вот все и решилось. За такие деньги уже можно было устроить мероприятие, которое будут показывать по телевидению.
Я подозреваю, что сочетание литературы и лечебной воды вызвало у части литературного сообщества усмешку.
Естественно. Например, Владимир Новотный регулярно писал о «премии с пузырьками». Но включение спонсора в название премии — обычная практика. Большинство, скорее всего, не знает, но, скажем, «Букер» — продуктовая компания, и ее имя в названии Booker Prize вызывает чисто случайную ассоциацию с книгами. Короче говоря, это были просто братья Букеры. А теперь премия называется Man Booker Prize, и в этом названии две разные фирмы, примерно как «Шкода Магнезия Литера».