Найти тему

«А почему?» Выпуск 18. Связь «Пассажир – Машинист»

Из архива рубрики #апочемуметро телеграм-канала «Метро. Повседневности». Подписывайтесь на нас в Telegram@spbmetropolitan

А почему для связи с машинистом нужно назвать четырёхзначный номер вагона? Как машинист определит какой это вагон в составе?

Бортовой номер – это главный идентификационный знак вагона. Помните, мы рассказывали, что у каждого состава есть прописка в депо? Так вот, после поступления на баланс электродепо метрополитена каждый вагон попадает в общий реестр, где значится под своим индивидуальным номером. По этому номеру можно узнать всё: когда вагон начал службу в метро, когда проводился последний ремонт или рейсовый осмотр и многое другое.

Машинист знает, каким именно составом он управляет во время смены и какие номера вагонов значатся в этом составе. В качестве подсказки у него в кабине висит таблица, в которой расписаны и бортовые номера, и порядок вагонов, которые бывают головными, промежуточными моторными и промежуточными прицепными.

Фото из официального инстаграм-аккаунта Петербургского метрополитена @metrospbphoto
Фото из официального инстаграм-аккаунта Петербургского метрополитена @metrospbphoto

Конечно, с одной стороны, кажется, что проще сказать: «Здравствуйте, в третьем вагоне такая-то ситуация…». Машинист свяжется с диспетчером или дежурным по станции, назовёт номер своего маршрута и добавит, что в третьем вагоне такие-то неполадки. Сотрудники метро сверят информацию между собой и во всём разберутся.

С другой стороны, если вы, например, вышли из вагона поезда в «Девяткино» и решили сообщить о неисправности дежурному по станции, а не машинисту, то ваш третий вагон вскоре окажется шестым: в «Девяткино» поезд уйдёт в оборотный тупик и вернётся на станцию с другим головным вагоном. Возникнет путаница. К тому же на линии метро может находится больше 10 составов одновременно. То есть одновременно больше 10 третьих вагонов. Опять путаница.

Или такой пример. Вы хотели зайти в третий вагон, но не успели и забежали... в четвёртый. Или во второй? Бывает сложно сориентироваться, а время в нештатных ситуациях – на вес золота. Ваша чёткость и конкретика помогут машинисту быстрее и точнее разрешить возникшую проблему. Именно поэтому пассажиров просят называть конкретный бортовой, а не порядковый номер вагона в движущемся составе.

Как узнать бортовой номер вагона?

Номер вагона расположен снаружи на правом и левом борту кузова около второй двери в передней части вагона. У головных вагонов также присутствует обозначение номера на бампере с дополнительной подписью ТЧ-N, где ТЧ расшифровывается как тяговая часть, а N указывает на номер электродепо из прописки. Например, у вагонов новой серии «НеВа» (они, к слову, имеют пятизначные, а не четырёхзначные номера) это ТЧ-5, то есть тяговая часть из электродепо «Невское».

В любом случае внутри всех вагонов Петербургского метрополитена номер дублируется на стенках кузова под потолком и на табличке рядом с терминалом связи «Пассажир – Машинист». И если по какой-либо причине вам надо связаться с машинистом, следуйте, пожалуйста, инструкциям.