Найти тему
Наталья Швец

Лучший портрет императора

Репродукция «Портрет Николая II в тужурке» работы Валентина Серова
Репродукция «Портрет Николая II в тужурке» работы Валентина Серова


Среди всех изображений императора Николая II лучшим изображением государя является портрет, принадлежащий кисти Валентина Серова. Николай изображен на нём ни как император – властитель огромной империи, а как простой человек со своими заботами, трудностями, внутренними переживаниями и колебаниями.

Современники отмечали его необыкновенную схожесть с оригиналом. Спустя многие годы, находясь в эмиграции в Париже, Константин Коровин напишет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».

Известно, что Валентин Серов отказывался от многих заказных работ, но от заказа написать портрет царя отказаться он просто не мог.

Вначале художник написал портрет Его Величества в форме шотландского полка. Картина делалась для отправки в Англию. Сейчас она хранится в музее полка в Эдинбурге. Царь на сеансы приходил в тужурке и смотрелся простым и спокойным, каким, он, впрочем, и был в жизни. Но, переодевшись в форму шотландского полка, тут же менялся и принимал официальный вид.

Именно таким на портрете он и нравился императрице Александре Фёдоровне. Однако сам мастер был недоволен своей работой. После некоторых раздумий Серов предложил царю втайне от императрицы написать второй портрет, а потом сделать ей подарок. Затея царю очень понравилась. Комната, где работали, находилась на верхних этажах, куда из внутренних покоев императрицы следовало подниматься по крутой железной лестнице. Для неё это было весьма затруднительно и она довольно редко посещала сеансы.

Дело продвигалось с большим трудом. Остались свидетельства, что портрет императора, именно такой, как ему хотелось, Серову никак не удавался. В какой-то момент Валентин Александрович даже решил отказаться от заказа и сказал императору: «К сожалению, Ваше Величество, ничего не выходит. Так иногда случается у художников. Сегодня у нас сеанс последний». Государь, одетый в простую куртку офицера Преображенского полка с неподдельной грустью сел за стол и положил на него руки. И тут Серов увидел всё то, что ему так не доставало. Он молниеносно уловил, общий облик, особый взгляд царя и работа пошла!

Художник предложил императрице дописать портрет

Портрет написан удивительно легкой, свободной кистью. По манере письма он почти эскизен, но продуманно целостен и гармоничен. В этот период деятельности Серов предпочитал гамму чёрно-серых или коричневых тонов, именно так и написано это произведение.

Как и следовало ожидать, «Портрет Николая II в тужурке» императрице Александре Фёдоровне не понравился. Увидев его, монаршая особа взяла в руки кисть и принялась показывать художнику, где надо бы что-то убрать или прибавить. При этом она ссылалась на немецкого художника Вильгельма фон Каульбаха, у которого когда-то брала уроки живописи. Просто удивительно, как Серову удалось сдержаться и остаться невозмутимым! Он всё терпеливо выслушал, а когда Александра Фёдоровна прекратила поучать, подчеркнуто вежливым жестом предложил ей свою палитру.

Присутствующий при этой сцене, царь простодушно рассмеялся, что окончательно вывело его супругу из равновесия. Государыня, покрывшись пунцовыми пятнами, выбежала вон из комнаты. Император побежал за ней… Вскоре царь вернулся и как ни в чём не бывало стал закуривать, щёлкая большой зажигалкой. Потом все друзья смеялись, когда Серов изображал, как царь пытался закурить…

Возможно, он ожидал от Валентина Серова извинений за весьма дерзкий жест в отношении супруги. Но, как воспитанный человек, воздержался от замечаний. А самому художнику и вовсе не пришло в голову виниться: царица хотела выправить портрет, вот он и подал ей палитру… Пусть покажет, как это надо сделать!

Но история на этом не закончилась. После этого инцидента художник категорически отказался работать с императорским домом и на все попытки императора восстановить с художником дипломатические отношения отвечал решительным отказом. Более того, когда Николай II попробовал «подобраться» к Серову через его друга Сергея Дягилева, довольно жёстко отрезал: «В этом доме я больше не работаю». И слово своё сдержал.

После 1905 года неприязнь Серова к царской семье возросла многократно. Художник открыто винил императора в событиях Кровавого воскресенья. Он считал, что на своём портрете предугадал будущие невзгоды, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на какой-то из выставок и вовсе воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!». Но всё это будет несколько позже....


Светловзорый мечтатель

А вот тогда в 1900-м, Валентин Серов определенно испытывал симпатию к своей высокопоставленной модели.

И было отчего. Работая над этим портретом, Серов сумел заступиться за промышленника и своего благодетеля Савву Мамонтова, который тогда находился под следствием по обвинению в злоупотреблении служебным положением и растратах бюджетных средств. Император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест. Кроме того, Серов попросил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал...

Художника подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством. Он явно пребывал во власти его обаяния.

Этим и была продиктована композиция картины, предназначенная в подарок императрице, начисто лишенная бравурности и пафоса парадных портретов. В позе Николая II, одетого в обычную повседневную форму (к слову, сильно напоминающей знаменитую «
Девочку с персиками») нет самолюбования, высокомерия... Известный искусствовед Абрам Эфрос потом напишет, Серов «ласковой кистью написал светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».

Печальная участь портрета

Тогда же, в 1900-м, Валентин Серов сделал копию с «Портрета в тужурке». Он принес её в комнату, где собиралась редакция журнала «Мира искусства». «Усадив» нарисованного императора во главе стола, умело подсветил портрет и едва не довел до коллективного сердечного приступа всех своих коллег по журналу. когда те собрались в кабинете. Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее.

А оригинал, который висел в кабинете Александры Фёдоровны, постигла печальная участь. В 1917 году глаза «светловзорого мечтателя» на портрете выкололи штыками матросы, штурмовавшие Зимний дворец…

Публикация по теме: Идея написать картину родилась в Греции

Публикация по теме: Портрет Мики Морозова