Интересно сравнивать свои впечатления от гениальных работ. В школьном прочтении ничего не помню, а вот после университета меня книга покорила. Был большой шум вокруг экранизации Владимира Бортко, которую я не видел и смотреть не стану, ибо я что тогда, что сейчас понимаю - эту гениальную работу можно только с голливудским размахом экранизировать (имхо). Под размахом я подразумеваю прежде всего талант творцов на основе гениального первоисточника. HBO смогли бы, а у нас лучше книгу перечитать, чем смотреть на УГ.
В прошлый раз я совершенно не обратил внимание на описание жизни московской интеллигенции, как-то все мимо прошло. А тут прям торжество человеческих пороков: зависть, лицемерие, стукачество. Читая на стенах фб некоторых литераторов из серии рассуждений на тему ого, какой он непризнанный гений, а тусовочка вся гнилая и сплошь из бездарей состоит, понимаю - там видимо не меняется ничего.
Линия с Иешуа в прошлый раз куда больше увлекала, а сейчас я скорее думал: быстрее бы до моих любимых эпизодов дойти. В прошлом прочтении Маргарита была старше меня, а в этот раз я на целых пять лет (интересный опыт для меня). Я тогда совершенно упустил, что она была замужем (или мне было все равно)) и муж, судя по описанию у нее был правильный, но поживя немного дольше я узнал, что для некоторых женщин положительный/хороший в широком смысле мужчина не есть хорошо (прям лично знаю таких мужчин, которых бросали с формулировкой:" ты был слишком правильный/хороший/добрый/отзывчивый и т.п." и уходили к ….). Так что тут вполне себе быль. И вот я добрался до одной из своих любимых глав "Бал у сатаны" Там все прекрасно, там все любимо.
И вот я уже дохожу почти до финала, прочитал фразу:
"– А что же вы не берете его к себе, в свет?
– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий." - помню она меня так поразила. Человека крайностей, у которого либо белое либо черное, а тут такое решение.
Добираюсь до своей самой любимой сцены - спуска и преображения в истинные сущности. В тот период поиска смыслов, попытки понять религиозный вопрос я очень много разного читал. И поэтому очень живо тогда видел тот эпизод, он меня восхищает и сейчас - явление зла ). Сейчас напишу сугубо свое мнение, просьба не ругаться. Мой Воланд отличается от Булгаковского возрастом, мое сознание отказывается видеть его иным по причине того, что для меня старость - это слабость, а зло не может быть слабым, немощным (да, да - добро победит)). " Поэтому мой Воланд выглядел в моей голове лет на 25 (всегда). В общем красивая сцена, где словно всадники апокалипсиса на своих сильных конях они опускаются в бездны тьмы. Встречают Прокуратора с его верным псом Бангой "Единственно, чего боялся храбрый пес - это грозы.".
А вот этой сцены я прям ждал, я хотел посмотреть, как изменится мое восприятие ее. В прошлый раз я опыта семейной жизни не имел и, мне показалось интересным решение в виде их совместного бесконечного проживания в доме. Тоже эту сцену живо видел. Но внутренне у меня был вопрос, а каково это - бесконечно вместе? С одной стороны романтично, а с другой, какова должна быть сила этой самой любви? Приблизительный масштаб этой самой любви сейчас представляю.
После таких сильных сцен добрался до эпилога, который совершенно не помнил, прочитал и подумал: зачем я это сделал, только смазал момент восхищения, расписав, что стало с этими в сути своей никчемными людишками. Лично мне совершенно безразлична была их дальнейшая судьба.
Приятного чтения!
#В_В_прочитал2019 #художественная_литература #Классика#МихаилАфанасьевичБулгаков #Булгаков #МастериМаргарит