Александра Алабушева, основатель и владелец магазина Love Sushi и автор бизнес-блога в Инстаграм, о своем бизнесе, о пройденном пути, о трудностях бизнеса в юном возрасте и о поставленных перспективах.
— Александра, расскажите о своем деле: чем вы занимаетесь и как долго?
— Уже три года я работаю в общепите, вернее работаю и владею своим магазином суши и пиццы в очень маленьком городе (город Нижние Серги с населением 9000 человек).
Изначально в нашем магазине были только роллы, но есть спрос и на другой ассортимент, поэтому мы растем и развиваемся. Спустя год, например, в меню появилась и пицца.
— Успешно работаете, как вы считаете? И какие критерии оценки успеха за три года вы для себя выработали?
— Да, считаю, что бизнес абсолютно успешен. Почему? Во-первых, у нас большой поток клиентов. Во-вторых, средняя и выше нормы каждодневная выручка. Может быть, мои мерки для кого-то малы, но не для меня в условиях моего маленького города.
Как я оцениваю успех? Для меня существуют следующие критерии: доверие клиентов, уважение сотрудников и стабильная большая выручка.
— А как пришла идея работать на себя? Ведь это определенный риск, не каждый решается…
— Я с детства знала, что у меня будет свой бизнес. В студенчестве поняла, что все возможные ниши в маленьком городе уже заняты, а ничего нового здесь не зайдет. Но в 19 лет увидела новое направление: у нас не было роллов в ближайших 60 километрах от города. Найдя эту нишу, я поняла, что если сейчас не открою этот бизнес, то его откроет кто-то другой. И я начала действовать.
Я хотела действовать, хотела работать, развивать свое дело и, естественно, я хотела заработать. Было два варианта: либо моя идея выстрелит, либо я прогорю. Но так как я буквально горела этой идеей, то решила, что магазину суши быть!
Если вам интересны истории предпринимателей, то читайте наш материал «Какой бизнес может быть в плюсе даже на старте».
— Александра, что было самым трудным на старте?
— Главные сложности упирались в сотрудников. И этот вопрос сложно решался не только в самом начале, но и сейчас. Но вернемся к старту.
В тот момент мне было лишь 19 лет. Все мои сотрудники были старше меня. А мне надо было руководить ими и создавать команду. И это было очень сложно.
Некоторые умудрялись мной манипулировать. Местами я терялась и не понимала, это я требую многого и плохой директор или мои сотрудники сели мне на шею и пора их оттуда уже снимать. Бывали ссоры, случалось, что сотрудники уходили, и тогда мне приходилось работать каждый день без выходных с 9.00 до 23.00. В такие периоды днем я делала клиентские заказы, а ночами занималась делами бизнеса (бухгалтерией, закупкой продуктов).
Мне понадобилось два года, чтобы создать дружный коллектив и мощную команду. Но я смогла, хотя, конечно, были времена, когда именно из-за проблем с сотрудниками я готова была продать бизнес и уехать в большое путешествие, чтобы забыться от всех проблем.
А вообще руководить сложно. У нас в коллективе дружеская атмосфера, нет формальностей, и иногда сложно, что ты только-что шутила, а через минуты чего-то требуешь. Может возникнуть недопонимание.
— Команду все же сделать смогли, какие сложности сейчас? Вы вот сказали, что и сейчас именно с кадрами бывают главные трудности.
— Я работаю в маленьком городке. И надо представлять себе, что это такое.
Маленький город — это полное отсутствие кадров нужной профессии. У нас нет ни сушистов, ни пиццемейкеров. Мне пришлось привлекать повара с Екатеринбурга, который обучал всю команду на старте. Сейчас, каждого сотрудника приходится обучать полностью с нуля самостоятельно. А представьте, если он пройдет обучение и решит, что эта работа не для него? Тогда придётся искать нового сотрудника и опять обучать его самостоятельно с нуля.
— А бывает, что не идут в итоге работать?
— Не каждый пойдет в такую профессию, тем более под руководство 22-летнего директора.
— Вы видите проблему в своем юном возрасте?
— Да, я вижу в этом большую проблему. Я максимально простой человек, говорю всегда прямо, не церемонюсь… Разве это понравится человеку гораздо старше меня? Конечно, не каждый пойдет на такую работу. Да и у нас к тому же есть ограничения по возрасту: берем на работу до 35, это связано с тяжелыми физическими нагрузками.
— Какие перспективы видите у своего дела? Какие планы строите?
— Хочу открыть кафе. Такое маленькое и уютное кафе с домашней атмосферой. Сейчас у нас можно купить всю продукцию либо на вынос, либо заказать доставку.
А ведь в нашем городе негде покушать в выходные дни. Хочу, чтобы к нам приходили семьями, компаниями, чтобы у нас люди чувствовали себя по-настоящему счастливыми.
У меня есть идеи для тематических вечеров. А ведь такого в нашем городе никто не делал.
Но пока это лишь мечты из-за проблем с поиском нужного помещения.
Кроме этого, я развиваю свой блог в Инстаграм @alabushevaa о жизни бизнесвумен из глубинки. В нем я рассказываю о всех трудностях и проблемах в настоящем времени. И здесь я вижу большие перспективы. С блогом у меня также связаны большие планы.
— Каждый, кто начинает свое дело, имеет корыстные планы — заработать. Этот план у вас воплотился?
— Да, иначе я бы не назвала свой бизнес успешным. Начиная бизнес, мы жили в съемной квартире в гостинке, ездили на семерке (ВАЗ) и снимали помещение под магазин. Сейчас у нас уже 3-я машина, а именно Mazda СХ-5, мы живем в своей двухкомнатной квартире, купили помещение под бизнес и путешествуем примерно 3 раза в год. Но, конечно, это не только заслуги моего бизнеса. Муж так же занимается своим проектом.
Открыть счет в Совкомбанке
— И в конце нашей беседы, хотелось бы, чтобы вы дали советы начинающим предпринимателям.
— Прежде всего, любите то, что вы делаете. Не начинайте бизнес или проект без бешеной жажды этим заниматься. Временами будет нереально сложно, и вы не справитесь, если не будете любить это дело больше жизни.
Во-вторых, никогда не работайте с друзьями или родственниками. Даже если они очень понимающие, даже если у вас все не так, как у других. В 99 случаях из 100 вам не понравится это сотрудничество.
В-третьих, цените своих сотрудников. Да, незаменимых нет, да вы найдете других. Но, именно они создают ваш продукт, и от них зависит будущее вашей компании. От одного косого взгляда администратора вы можете потерять сразу несколько клиентов. Не забывайте напоминать им о том, что они вам дороги.
В-четвертых, развивайтесь. Вводите новые позиции, совершенствуйте дизайн, упаковку, логистику, покупайте новую технику или делайте ремонт. Главное — не останавливайтесь. Чем больше идей, новшеств, тем больше шансов стать лучшим в своем деле.
В-пятых, помните, если сейчас вам очень трудно, если клиентов нет, если сотрудники предали или плохо сразу по всем фронтам — крепитесь! Вам 100% станет легче. Вы найдете новых сотрудников, клиенты вернутся. Продать бизнес или закрыть его вы успеете всегда. Но вот спасти его шанс есть только раз. И как бы ни было трудно, обязательно придет время, когда вам станет легче и все пойдет в гору (если вы конечно будете много работать).
Если вам понравилась наша статья, то, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал.
Больше материалов для ИП читайте здесь.