Найти тему
2,5K подписчиков

"Я живу на автомате" - знакомо? Рассказываем, как мозг экономит силы

1K прочитали

Как работает наш мозг. На примере плавания: от «сочинского браса» до нормальной техники

Кажется, что мозг очень любит работать. Но это не так. Наш мозг очень ленивый. Работать он очень НЕ любит. Если можно не работать, то он воспользуется возможностью и не будет. В связи с нежеланием работать, мозг у нас стал экспертом по автоматизации и упрощению своей жизни. В нём даже есть целый отдел для автоматизации — мозжечок. Маленькая кладовка позади мозга, в которую тот записывает все повторяющиеся действия, чтобы дальше не грузить себя ими и просто на автомате вытаскивать.

Благодаря мозжечку мы не думаем о том, как ходим, как держим ложку или вилку, как крутим руль. Всё, что мы освоили, делается автоматически, потому что записано и сохранено в мозжечок, думать об этом больше не надо (а думать, напоминаю, наш мозг вообще не любит и всячески старается отгородить себя от подобного удовольствия).

мозжечок (наша кладовка)
мозжечок (наша кладовка)

Это в теории. Как на практике?
Если вы никогда не занимались плаванием, то у вас есть отличный почти заново родиться. В том плане, что это новые движения, в мозжечок по этому поводу ничего не записано, и мозг вообще не представляет, что, как и куда ему двигать. Приблизительно такой же путь мы проходим в детстве, учась правильно передвигать ноги. С удовольствием наблюдаю за тем, как мозг мучительно переваривает и сохраняет новую программу.

На плавание я пришёл нулевым. Ну, то есть не тонул, но болтался в воде и плавал тем популярным стилем, что наш тренер называет «сочинским брасом». Первые занятия для мозга — настоящий взрыв: как прирождённый лентяй сначала он ищет в своих сохранёнках шаблоны и пытается подставить какие-нибудь известные движения откуда угодно. К большому его сожалению, ничего из известного тренеру не нравится, потому что в плавании это всё неправильно, нужно по-другому.

Никакой программы в мозжечке насчёт плавания ещё не записано: для мозга это значит, что придётся всё держать в оперативной памяти. В этот момент понимаешь, как мало у нас на самом деле оперативки. Когда плывёшь, нужно одновременно контролировать дыхание (оно совсем другое), движение рук, движение ног, положение тела — и у тебя вообще не хватает ресурсов. Думать получается только об одном, максимум двух параметрах, третье просто не помещается, либо рушится сразу всё, и ты начинаешь барахтаться, хлебая воду.

Из забавного, плывешь ты в очках, поэтому глаза открыты и ты как бы смотришь. Но в конце тренировки понимаешь, что хотя всё время был с открытыми глазами, ты не видел вообще ничего. Почему? У нас есть разные чувства, помимо всем известных зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, есть, например, ещё проприоцепция — ощущение положения тела в пространстве. На обработку сигналов от всех этих чувств мозг тратит ресурсы. Если какие-то сигналы он считает неинтересными или неважными — просто перестаёт их обрабатывать. Так мы, например, чувствуем одежду на теле только в момент, когда надеваем её. Потом сигнал становится неинтересным и мозг его до нашего сознания не допускает (поэтому мы не ходим и не думаем весь день «о, я чувствую на себе майку, о»).

Тысячи нейронных связей пропускают или преобразуют сигнал
Тысячи нейронных связей пропускают или преобразуют сигнал

И вот мозг, у которого ещё не сохранены движения плавания и для которого это почти вопрос выживания, настолько загружен проприоцепцией, что ему тупо некогда работать со зрительными сигналами, поэтому он их просто бросает. Более-менее видеть начинаешь только к четвёртому занятию — хотя с открытыми глазами всегда.

Занятия три раза в неделю (пн, ср, пт). После отдыха плывешь лучше. Особенно после выходных. Очевидно, работа продолжается даже после тренировки. Ты уже вышел из бассейна, а мозг всё продолжает думать над тем, что за хрень сейчас случилась, почему так всё плохо и что ему в мозжечок записать, чтобы так напряжённо больше не работать (напоминаю, он очень не любит работать, а тут мы его заставили просто все ресурсы активизировать, ему ОЧЕНЬ это не по душе).

К концу месяца мозг уже достаточно сохранил шаблонов в мозжечок, чтобы не думать о дыхании и части движений. А так как "не думать" — его любимое занятие (противоположное основной обязанности), остаётся только порадоваться, что хоть кому-то в этом мире удаётся настолько автоматизировать свой труд, чтобы совсем устраниться, ура! Брава, мозг! Ещё, правда, есть над чем трудиться: синхронизировать руки, ноги, ритм и положение тела — сложно, это ему ещё только предстоит зашаблонить.

Понравилась статья? Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал. Ну и пишите в комментариях, что чувствовали, когда учили что-нибудь новое (плавание, вождение, танцы, что угодно).

Как работает наш мозг. На примере плавания: от «сочинского браса» до нормальной техники Кажется, что мозг очень любит работать. Но это не так. Наш мозг очень ленивый. Работать он очень НЕ любит.-3