В День кино 27 августа подумал: надо бы при случае поднатужиться и вспомнить хоть один хороший фильм, где вообще не пьют и даже не упоминают это дело 😊 А уж экранизированное литературное произведение, в котором не витал бы добрый дух спиртного, и вовсе трудно себе представить. Трудно, а главное, зачем?
Ноздрёв налёг на вина: ещё не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другому госотерна, потому что в губернских и уездных городах не бывает простого сотерна. Потом Ноздрёв велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту, ибо купцы, зная уже вкус помещиков, любивших добрую мадеру, заправляли её беспощадно ромом, а иной раз вливали туда и царской водки, в надежде, что всё вынесут русские желудки. Потом Ноздрёв велел ещё принесть какую-то особенную бутылку, которая, по словам его, была и бургоньон и шампаньон вместе.
Шутки Николая Васильевича Гоголя насчёт сотерна, госотерна и прочих изысков — тема отдельного гастрономического исследования; откуда цитата — понятно, а вот Илья Ильич Обломов перед судьбоносным сном:
Поверите ли? Один выпил полторы бутылки мадеры, два штофа квасу, да вон теперь и завалился.
Вот цитата из Чарльза Диккенса, произведение определить несложно:
И когда мистер Пиквик проснулся на следующее утро, у него не наблюдалось ни малейших симптомов ревматизма — факт, доказывающий, как заметил весьма справедливо мистер Боб Сойер, что в таких случаях нет ничего лучше горячего пунша, а если иной раз горячий пунш оказывается недействительным, это объясняется только тем, что пациент допустил грубую ошибку, выпив слишком мало.
А вот Ефросинья Потаповна рассказывает бесприданнице Ларисе Гузе... — или как там её? — пока Карандышев ещё не собрался застрелить бедняжку, а самцы так и прут в дом. Это Александр Николаевич Островский:
Вино хотел было дорогое покупать в рубль и больше, да купец честный человек попался; берите, говорит, кругом по шести гривен за бутылку, а ерлыки наклеим какие прикажете! Уж и вино отпустил! Можно сказать, что на чести. Попробовала я рюмочку, так и гвоздикой-то пахнет, и розаном пахнет, и ещё чем-то. Как ему быть дешёвым, когда в него столько дорогих духов кладётся!
А это дурно пахнущий Чарльз Буковски; водку и виски он мешает с пивом, а закусывает картошкой-фри с варёными яйцами:
Когда ты пьян, мир по-прежнему где-то рядом, но он хотя бы не держит тебя за горло.
Перечень был бы неполон без "Сияния", понятное дело, Стивена Кинга. Там герой выпивает три кружки пива и одиннадцать порций мартини:
Сейчас спиртное требовалось ему в качестве лекарства, не более того. После сильных потрясений алкоголь в небольших дозах рекомендуют даже медики. Как анестезию.
Герои "Заводного апельсина" Энтони Бёрджесса употребляют коктейль "Ветеран" — ром с шерри-бренди, и ещё ром с пивом, и ещё непростое молоко:
Минут пятнадцать чувствуешь, что сам Господь Бог со всем его святым воинством сидит у тебя в левом ботинке, а сквозь mozg проскакивают искры и фейерверки.
Автобиографичные герои Хантера Томпсона — журналист Рауль Дюк и доктор Гонзо — знали всё про страх и ненависть в Лас-Вегасе, а с кислоты предпочитали сниматься "Будвайзером":
От заката до рассвета моя одежда пропитана потом, хоть выжимай. Поначалу меня это беспокоило, но когда я пошёл к врачу и поведал ему свою дневную норму алкоголя, наркотиков и яда, он велел мне возвращаться тогда, когда я перестану потеть. То будет критическая точка, сказал он, знак того, что моя донельзя перегруженная выделительная система пришла в окончательную негодность. "Я верю в естественные процессы, — сказал он. — Но в вашем случае … в общем, мне не известны прецеденты. Поживём — увидим и будем лечить то, что останется".
Я родился в день смерти Йэна Флеминга, так что без Джеймса Бонда никак:
Чтобы оставаться сконцентрированным, я не пью больше одного коктейля до ужина. Но люблю, чтобы это был крепкий, ледяной и правильно приготовленный коктейль. И обязательно в большом бокале.
Ну, а про изящное пьянство у Ивлина Во, скучное пьянство у Льва Толстого, безысходное пьянство у Антона Чехова, разгульное пьянство у Алексея Толстого и коктейль "Пьяная Грушенька", включённый Фёдором Достоевским в репертуар Мити Карамазова, — в следующий раз. Спасибо коллегам за материалы: их запас неисчерпаем 😊
С праздником, с Днём кино!
ССЫЛКА "О советском, или экскаватор головного мозга"
ССЫЛКА "О бедах России"