Была на днях в Северной Осетии. Очень красивая страна с живописными скалами, вкуснейшими пирогами и памятниками Сталину практически в каждом городе. Все понравилось, но национальная религия привела в некоторый ступор. Я думала, что такой «фьюжн» возможен только в Мексике или где-то там... на островах вуду-шмуду, а Кавказ у нас полностью христианский. Ан нет!
Традиционная религия потомков древних скифов представляет весьма колоритную смесь христианства, язычества и ислама. Правда называть её язычеством не стоит, осетины на это обижаются. Лучше говорить «корневая религия» или «религия предков». Её, кстати, в стране придерживается 29% населения.
Осетию крестили в 916 году, крестного отца страны звали Николай Мистик, он был итальянец. Под его руководством была основана Аланская Епархия и построены три древнейших христианских храма, которые сохранились до сих пор.
Когда Византия пала, а великий и ужасный Тамерлан сцепился с Тохтамышем за наследство Монгольской империи, «прилетело» и аланам. Ведь Северный Кавказ тогда принадлежал Тохтамышу.
15 апреля 1395 года состоялось сражение на реке Терек, в котором приняло участие 200 тысяч человек. В составе армии Тохтамыша дрались и аланы, дрались, как львы, потому что защищали свои территории и семьи.
К их несчастью, Тамерлан победил, Тохтамыш бежал в Закавказье, а аланы подверглись геноциду. Это была национальная катастрофа! Их выжигали и умерщвляли целыми селениями, и вскоре государственность Осетии была полностью разрушена. Остатки осетинского народа бежали в горы, где просидели четыреста лет. Кстати, ставка Тамерлана была на месте современного Пятигорска, сюда свозили все награбленное добро.
За четыреста лет в горах аланы ассимилировались с местными народностями, и их христианство приобрело языческий оттенок. Даже после возвращения на историческую родину и второго крещения (что являлось политической необходимостью для присоединения к России), их национальная религия не исчезла и процветает до сих пор.
Основа национальной религии осетин — нартский эпос, помноженный на христианство и толику ислама.
Самого популярного святого Осетии зовут Уастырджи. Он подозрительно напоминает Георгия Победоносца. Могучий всадник на коне поражает змия копьем, но если присмотреться, то становится ясно, что у коня три ноги. Эта метаморфоза произошла с конем святого в период изгнания алан с родных земель.
Наравне с церквями у осетин есть свои молельни, которые называются дзуары, по скудности архитектуры они не уступают советской автобусной остановке.
Внутри «храма» располагается длинный стол, а на одной из стен висят иконы православных святых с осетинскими именами, снаружи же часто прибиты оленьи рога и черепа коров. Дзуары бывают женскиe, мужские и общие. На праздниках молящиеся усаживаются за стол, а служитель, по-осетински дзуарлаг, располагается во главе и читает молитвы. На вопрос какие это молитвы, наш экскурсовод ответить не смогла, но я думаю, что это фрагменты из нартского эпоса.
В процессе такой службы все присутствующие наливают себе вина, пьют, едят, говорят тосты и, конечно же, поют. Экскурсовод сказала, что вино часто заменяется на чачу и коньяк, и эти молитвы весьма популярны. Как на это смотрит официальная православная конфессия, я не уточняла, но думаю, что «рука-лицо» - верный жест в данном случае.
Самый большой памятник Уастырджи весит 30 тонн и вмонтирован в скалу около транскавказской магистрали. Возле него также стоят столы для «молитв», но висит предупреждающая табличка, что мясо нечистой свиньи лучше есть дома, а около Уастырджи желательно употреблять баранину и говядину.
Уастырджи покровитель осетинских мужчин, долгое время женщины не имели права ему молиться и передавали свои «просьбы» через мужа, отца или братьев. Поблажки пошли примерно со времён ВОВ, когда надо было молиться за воинов. Так что когда нас подвезли к огромному памятнику, я совершенно спокойно загадала желание и бросила монетку в углубление в скале в качестве подношения.
С Уастырджи связано много легенд. И одна из самых ярких, это сказание о Хетаге, сыне князя Инала. По одной из версий он был христианином, но жил в мусульманской Кабарде, где его вынуждали принять ислам. За отказ его преследовали даже родственники, и ему пришлось сбежать в Осетию. В районе села Суадаг, когда злодеи почти настигли его, он взмолился святому Уастырджи о спасении и вдруг услышал глас: «Хетаг, беги к лесу!». Он был бы рад добежать до леса и укрыться, но силы оставили его, и тогда с небес раздалось: «Лес, к Хетагу!». В тот же миг дремучая чаща перенеслась к беглецу, обступила его и укрыла его от погони. Год он прожил в лесу, а затем переселился с село Нар, где дал начало роду Хетагуровых. Эту фамилию носит основатель осетинской литературы Коста Хетагуров и о его судьбе и несчастных любовях я рассказываю здесь.
Вернемся к Хетагу! Роща его имени сохранилась до сих пор и считается священной. Она не имеет статуса заповедника, но является общенациональной святыней, куда во вторые выходные июля съезжается вся Осетия почтить память Хетага. В роще возведён кувандон (святилище по-осетински) и проходят празднества. Хоть в светских источниках и нет информации о жертвоприношениях, но я подозреваю, что быков здесь все ещё режут.
Вторая священная роща, которую мы посетили, называлась Реком. Это девственный, реликтовый лес недалеко от Цейского ущелья. Реком — многофункциональный бог, пришедший из нартского эпоса, ему молятся об урожае, исцелении и защите от бед. Всего в роще три молельных места — для мужчин, для девушек и для женщин. Женщинам посещать мужской «реком» нельзя, а вот мужчины могут ходить и к молодухам, и к замужним.
Как выглядит мужское молельное место я не увидела, поэтому ловите фото двух женских «рекомов». К христианству это не имеет никакого отношения, но на женском молельном месте, куда приносятся монеты, пироги, молоко и мёд, я увидела нечто похожее на икону Божьей матери, тогда как кусты вокруг были украшены лентами, а на крыше святилища красовались резные птички. Для молитвы надо три раза обойти этот домик и кинуть монетку в дупло.
Мужская часть нашей экскурсии после посещения молельного места, пришла в каких-то тройственных впечатлениях и на лицах их читалась растерянность. Подозреваю, они увидели черепа животных и молящихся осетин в окружении икон, но это не точно.
Завершая обзор, хочу сказать, что из священных осетинских рощ ничего выносить нельзя! Ни ягодки, ни цветочка, ни палочки, это чревато горестными и тяжёлыми событиями в жизни. А уж о том, чтобы начать в роще или бросить бутылку, речи вообще не идёт! Но говорить об этом экскурсоводу не приходится, потому что в языческое люди верят легче и сразу. И знаете, лес этот настолько чист и девственен, что просто поразительно.
Мы покинули рощу и отправились купаться в источнике Терма-Ганах, а экскурсовод, спускаясь рядом со мной по изумрудным мхам рощи, доверительно сообщила мне, что места силы хорошо посещать в июне, когда пышно цветёт... здесь она произнесла название какого-то дикого кустарника, но я его, увы, не запомнила. Если надышаться его розовой пыльцы, то можно увидеть всех героев нартского эпоса и долго с ними разговаривать!
Спасибо за прочтение дорогие друзья! Обязательно посетите Северную Осетию! Если вам понравилось, поставьте лайк и подпишитесь на канал, если вам понравилось.
Также советую почитать:
Экскурсия с Красильниковой: ещё одна история из Осетии
Две Анны Коста Хетагурова - история любви бедного осетинского художника и поэта