Найти тему
Красильникова Наталья

Христианство с осетинским акцентом

Осетинские скалы
Осетинские скалы

Была на днях в Северной Осетии. Очень красивая страна с живописными скалами, вкуснейшими пирогами и памятниками Сталину практически в каждом городе. Все понравилось, но национальная религия привела в некоторый ступор. Я думала, что такой «фьюжн» возможен только в Мексике или где-то там... на островах вуду-шмуду, а Кавказ у нас полностью христианский. Ан нет! 

Традиционная религия потомков древних скифов представляет весьма колоритную смесь христианства, язычества и ислама. Правда называть её язычеством не стоит, осетины на это обижаются. Лучше говорить «корневая религия» или «религия предков». Её, кстати, в стране придерживается 29% населения.

Осетию крестили в 916 году, крестного отца страны звали Николай Мистик, он был итальянец. Под его руководством была основана Аланская Епархия и построены три древнейших христианских храма, которые сохранились до сих пор.

-2

Когда Византия пала, а великий и ужасный Тамерлан сцепился с Тохтамышем за наследство Монгольской империи, «прилетело» и аланам. Ведь Северный Кавказ тогда принадлежал Тохтамышу.

15 апреля 1395 года состоялось сражение на реке Терек, в котором приняло участие 200 тысяч человек. В составе армии Тохтамыша дрались и аланы, дрались, как львы, потому что защищали свои территории и семьи.

К их несчастью, Тамерлан победил, Тохтамыш бежал в Закавказье, а аланы подверглись геноциду. Это была национальная катастрофа! Их выжигали и умерщвляли целыми селениями, и вскоре государственность Осетии была полностью разрушена. Остатки осетинского народа бежали в горы, где просидели четыреста лет. Кстати, ставка Тамерлана была на месте современного Пятигорска, сюда свозили все награбленное добро.

Тамерлан, поход на Кавказ
Тамерлан, поход на Кавказ

За четыреста лет в горах аланы ассимилировались с местными народностями, и их христианство приобрело языческий оттенок. Даже после возвращения на историческую родину и второго крещения (что являлось политической необходимостью для присоединения к России), их национальная религия не исчезла и процветает до сих пор.

Основа национальной религии осетин — нартский эпос, помноженный на христианство и толику ислама.

Уастырджи, есть свинину около него нельзя!
Уастырджи, есть свинину около него нельзя!

Самого популярного святого Осетии зовут Уастырджи. Он подозрительно напоминает Георгия Победоносца. Могучий всадник на коне поражает змия копьем, но если присмотреться, то становится ясно, что у коня три ноги. Эта метаморфоза произошла с конем святого в период изгнания алан с родных земель.

Наравне с церквями у осетин есть свои молельни, которые называются дзуары, по скудности архитектуры они не уступают советской автобусной остановке.

Джер Дзуар
Джер Дзуар

Внутри «храма» располагается длинный стол, а на одной из стен висят иконы православных святых с осетинскими именами, снаружи же часто прибиты оленьи рога и черепа коров. Дзуары бывают женскиe, мужские и общие. На праздниках молящиеся усаживаются за стол, а служитель, по-осетински дзуарлаг, располагается во главе и читает молитвы. На вопрос какие это молитвы, наш экскурсовод ответить не смогла, но я думаю, что это фрагменты из нартского эпоса.

В процессе такой службы все присутствующие наливают себе вина, пьют, едят, говорят тосты и, конечно же, поют. Экскурсовод сказала, что вино часто заменяется на чачу и коньяк, и эти молитвы весьма популярны. Как на это смотрит официальная православная конфессия, я не уточняла, но думаю, что «рука-лицо» - верный жест в данном случае.

Памятник Уастырджи
Памятник Уастырджи

Самый большой памятник Уастырджи весит 30 тонн и вмонтирован в скалу около транскавказской магистрали. Возле него также стоят столы для «молитв», но висит предупреждающая табличка, что мясо нечистой свиньи лучше есть дома, а около Уастырджи желательно употреблять баранину и говядину.

Уастырджи покровитель осетинских мужчин, долгое время женщины не имели права ему молиться и передавали свои «просьбы» через мужа, отца или братьев. Поблажки пошли примерно со времён ВОВ, когда надо было молиться за воинов. Так что когда нас подвезли к огромному памятнику, я совершенно спокойно загадала желание и бросила монетку в углубление в скале в качестве подношения.

С Уастырджи связано много легенд. И одна из самых ярких, это сказание о Хетаге, сыне князя Инала. По одной из версий он был христианином, но жил в мусульманской Кабарде, где его вынуждали принять ислам. За отказ его преследовали даже родственники, и ему пришлось сбежать в Осетию. В районе села Суадаг, когда злодеи почти настигли его, он взмолился святому Уастырджи о спасении и вдруг услышал глас: «Хетаг, беги к лесу!». Он был бы рад добежать до леса и укрыться, но силы оставили его, и тогда с небес раздалось: «Лес, к Хетагу!». В тот же миг дремучая чаща перенеслась к беглецу, обступила его и укрыла его от погони. Год он прожил в лесу, а затем переселился с село Нар, где дал начало роду Хетагуровых. Эту фамилию носит основатель осетинской литературы Коста Хетагуров и о его судьбе и несчастных любовях я рассказываю здесь.

-7

Вернемся к Хетагу! Роща его имени сохранилась до сих пор и считается священной. Она не имеет статуса заповедника, но является общенациональной святыней, куда во вторые выходные июля съезжается вся Осетия почтить память  Хетага.  В роще возведён кувандон (святилище по-осетински) и проходят празднества. Хоть в светских источниках и нет информации о жертвоприношениях, но я подозреваю, что быков здесь все ещё режут.

Реликтовый лес Реком
Реликтовый лес Реком

Вторая священная роща, которую мы посетили, называлась Реком. Это девственный, реликтовый лес недалеко от Цейского ущелья.  Реком — многофункциональный бог, пришедший из нартского эпоса, ему молятся об урожае, исцелении и защите от бед. Всего в роще три молельных места — для мужчин, для девушек и для женщин. Женщинам посещать мужской «реком» нельзя, а вот мужчины могут ходить и к молодухам, и к замужним.

Реком для девственниц
Реком для девственниц

Как выглядит мужское молельное место я не увидела, поэтому ловите фото двух женских «рекомов». К христианству это не имеет никакого отношения, но на женском молельном месте, куда приносятся монеты, пироги, молоко и мёд, я увидела нечто похожее на икону Божьей матери, тогда как кусты вокруг были украшены лентами, а на крыше святилища красовались резные птички. Для молитвы надо три раза обойти этот домик и кинуть монетку в дупло.

Икона на молельном домике для замужних женщин
Икона на молельном домике для замужних женщин

Мужская часть нашей экскурсии после посещения молельного места, пришла в каких-то тройственных впечатлениях и на лицах их читалась растерянность. Подозреваю, они увидели черепа животных и молящихся осетин в окружении икон, но это не точно.

Завершая обзор, хочу сказать, что из священных осетинских рощ ничего выносить нельзя! Ни ягодки, ни цветочка, ни палочки, это чревато горестными и тяжёлыми событиями в жизни.  А уж о том, чтобы начать в роще или бросить бутылку, речи вообще не идёт! Но говорить об этом экскурсоводу не приходится, потому что в языческое люди верят легче и сразу.  И знаете, лес этот настолько чист и девственен, что просто поразительно.

Сосны Рекома
Сосны Рекома

Мы покинули рощу и отправились купаться в источнике Терма-Ганах, а экскурсовод, спускаясь рядом со мной по изумрудным мхам рощи, доверительно сообщила мне, что места силы хорошо посещать в июне, когда пышно цветёт... здесь она произнесла название какого-то дикого кустарника, но я его, увы, не запомнила. Если надышаться его розовой пыльцы, то можно увидеть всех героев нартского эпоса и долго с ними разговаривать!

Цейское ущелье
Цейское ущелье

Спасибо за прочтение дорогие друзья! Обязательно посетите Северную Осетию! Если вам понравилось, поставьте лайк и подпишитесь на канал, если вам понравилось.

Также советую почитать:

Экскурсия с Красильниковой: ещё одна история из Осетии

Две Анны Коста Хетагурова - история любви бедного осетинского художника и поэта