Найти тему
Реальный маркетинг

Что такое маркетинг, 4P и 7P, комплекс маркетинга и маркетинг-микс

Что такое маркетинг? Что такое 4P и 7P, комплекс маркетинга и маркетинг-микс? В этом материале рассмотрим все эти термины подробней и приведем примеры.

Общаясь с собственниками компаний, руководителями и специалистами в сфере маркетинга, к сожалению, зачастую можно отметить, что представители малого и среднего бизнеса не всегда правильно понимают, что такое маркетинг, и именно из-за этого не на 100% используется потенциал этой сферы деятельности. Из наиболее частых ошибок можно отметить такие: маркетинг равно продажи (очень однобокий подход, маркетинг – это не только продажи), маркетинг равно реклама (маркетинг не только реклама), маркетинг равно продвижение на рынке (маркетинг – это не только продвижение), и совсем неверная трактовка - маркетинг равно работа в социальных сетях. В крупных компаниях дела обстоят намного лучше – там, в большинстве случаев, абсолютно верное понимание маркетинга, укомплектованные отделы и грамотно распределенный функционал.

Итак, что же такое маркетинг?

Стоит сразу оговориться - определений очень и очень много. Маркетинг меняется, пересматривается и определение. Тем не менее, есть классическое определение, используемое огромным количеством маркетологов, оно дается в учебниках, рекомендованных для ВУЗов и озвучивается в известных бизнес-школах по всему миру. Определение предложил Филип Котлер – один из наиболее известных и уважаемых экспертов по маркетингу, преподаватель и автор огромного количества книг.

Маркетинг (от англ. market, рынок) – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. В общем-то, все достаточно просто: найдите (создайте) то, что нужно клиенту, и обменяйте это на некоторые ценности, в частности, деньги. Например, производитель минеральной воды должен выяснить, какой продукт может в наибольшей степени удовлетворить потребности целевой аудитории, затем он может создать такой товар и предложить потенциальным покупателям, назначив определенную цену.

Аббревиатура 4P, состоящая из четырех английских букв Р, является синонимом терминов комплекс маркетинга и маркетинг-микс. Итак, 4P - это ряд мероприятий, направленных на создание и продвижение производимого товара. Можно сказать, что это четыре основные направления маркетингового планирования:

•Product – Продукт

•Price – Цена

•Place – Место

•Promotion – Продвижение

4P
4P

В литературе по маркетингу и менеджменту можно встретить мнение о пяти элементах (5P), о шести (6P) и тд. Существуют теории, где указано до 12 различных элементов (12P)!

Помимо традиционной 4P-концепции наибольшее распространение получила концепция 7P, которая помимо продукта, цены, места и продвижения включает также:

•People – Покупатели, партнеры, сотрудники и тд.

•Process – Процесс взаимодействия между клиентом и компанией

•Physical evidence – Физические характеристики (атмосфера)

7P
7P

Концепция четырех и более P достаточно гибкая. Компания самостоятельно может дополнять свой комплекс маркетинга любым количеством P, в зависимости от того, какой у нее продукт и специфика бизнеса. Например, если для предприятия, продающего конфеты в подарочной упаковке, большое значение имеет внешний вид, т.е. непосредственно упаковка, то к базовому 4P можно добавить пятое Р – Package. Если же это предприятие особое внимание уделяет партнерам и сотрудникам, то к 5P добавляется еще одно P – People. И комплекс маркетинга этой компании становится 6P.