Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Все автомобильные заводы мира имеют свою эмблему. Горьковский автозавод не является исключением и всегда выпускал автомобили с эмблемой, которая определяла их принадлежность производителю. О некоторых из них говорится в этой публикации.
Лицензия на производство автомобилей в Советской республике была приобретена у Форда в 29-м году. Первая эмблема автомобильного завода в Горьком появилась в 32-м году. По форме и стилю оформления она сохранила традиции американского производителя. На ней были стилизованная аббревиатура «ГАЗ» с серпом и молотом по бокам. В эмблеме были сохранены мировые традиции того времени. При строительстве филиалов в других странах в эмблеме отображалась принадлежность к материнской фирме и территории пребывания филиала.
С изменением конструкции автомобилей под местные условия, локализацией производства всех узлов на территории СССР и началом производства «Эмки» в 36-м году, эмблема ГАЗа была изменена. Она обрела форму крыльев, получила изображение символа СССР – красной звезды. Внизу в красном овале была сделана надпись ГАЗ, стиль которой отдалённо напоминала надпись на первой эмблеме завода. В то время мировая традиция способствовала обновлению эмблемы производителя с появлением новой модели автомобиля.
Начало выпуска послевоенной «Победы», имевшей заводской индекс ГАЗ-М-20, способствовало возникновению новой эмблемы. Она получила вертикально расположенную букву «М», символизирующую присвоение заводу имени Молотова В.М. Стиль буквы напоминал элементы стены кремля и чайку, парящую над Волгой. В нижней части была размещена цифра «20», символизирующая объём двигателя, близкий к 2 л. На протяжении многих лет номер в индексе легкового автомобиля ГАЗ символизировал объём двигателя.
Очередным этапом изменения эмблемы стало возникновение в 49-м году нового представительского автомобиля ЗИМ. Номенклатурный автомобиль получил свою эмблему, которая кардинально отличалась от ранее существовавших вариантов. Красная звезда, расположившаяся в верхней части венчает стилизованные элементы, напоминающие башню и стену кремля, символизирующие принадлежность к стране. Нижняя часть получила форму щита (герба), на красном фоне которого расположилась фигура оленя, символизирующая Горьковскую область.
Фигура оленя на щите, увенчанном элементами кремлёвских стен, стала основной во всех последующих вариантах эмблем Горьковского автозавода. Первый вариант возник в 56-м году и украсил капот «Волги» ГАЗ-21. Красный щит с широкой рамкой, оленем и зубцами кремля был дополнен боковыми элементами, напоминающими крылья. В нижней части щита была выполнена надпись «ГАЗ», являющаяся основанием для фигуры оленя.
Правительственная «Чайка» ГАЗ-13 получила с 59-го года упрощённую волговскую эмблему, которой «обрезали крылья». Рамка щита стала значительно шире. Незначительно изменилась стилистика и цветовая гамма знака. В 1986 году немного измененный символ стал единым для завода и его моделей. После упразднения СССР, и изменения цветовой гаммы государственных символов, товарный знак Горьковского автозавода получил чёрный фон и стал называться торговой маркой.
Эмблема Горьковского автозавода менялась со временем и мировыми тенденциями развития автомобилестроения, долгие годы, оставаясь, узнаваемой во всём мире.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх» и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.