Найти тему
Стив Май

ОГЭ и ЕГЭ: такие похожие и очень разные

Эта статья - скорее просто мои мысли вслух.

За развитием этих двух экзаменов я наблюдаю с самого их начала. ЕГЭ сдают одиннадцатиклассники уже 15 лет в обязательном порядке. ОГЭ для девятого класса "вошёл в моду" позже, но тоже довольно давно.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

По многим параметрам эти два экзамена схожи. И там и тут практически одинаковая процедура. В этом году даже некоторые ППЭ (пункты приёма экзамена) ОГЭ обязали, как на ЕГЭ, ставить камеры и записывать видео. Те же металлоискатели на входе, "глушилки" телефонов, аудитории, инструктаж, заполнение бланков, выполнение заданий. Томительное ожидание результата. Подготовка. Разумеется подготовка проходит почти одинаково. Что в 9 классе, что в 11м учителя зачастую плюют на прохождение программы (неоднозначный момент), и начинают прорешивать с учениками задания из Е... О... экзамена.

При всей внешней схожести, есть у них серьёзное внутреннее отличие, которое с каждым годом становится всё сильнее.

Экзамен в 9м классе направлен на практическое применение школьных знаний, а экзамен в 11м - на фундаментальную теорию.

Это я ни где не прочитал, это моя мысль. И всё же. Посудите сами: ОГЭ по всем предметам имеет задания с явной практической значимостью, каких нет (или гораздо меньше) в ЕГЭ. Физика - лабораторная; информатика - практические на компьютере; иностранный - говорение; химия - эксперимент (мысленный); математика - "реальная математика", которая потеряла статус отдельного блока, но никуда не делась из КИМ.

Я бы на это не обратил внимания, если бы не стал обсуждать со знакомыми перспективную модель ОГЭ-9 по Информатике и ИКТ. Там приводились изменения в КИМах в сторону увеличения практических заданий на компьютере. В этих заданиях надо было перепечатывать и форматировать текст, составлять презентацию. Ну, то есть, задания, вообще говоря, не связанные с информатикой напрямую. Только через ИКТ. Задания по практическому повседневному использованию компьютера.

Зато в демоверсиях ЕГЭ по информатике из года в год меняются задания на фундаментальные вещи, такие как логика, алгоритмы, системы счисления, в сторону углубления теории. Если раньше можно было в этих заданиях обойтись зазубренными шаблонами, то теперь без серьёзного глубинного понимания уже тяжко даже на заданиях базового уровня.

Аналогичная картина (может, не на столько явная) наблюдается и в других экзаменах - физике, химии, гуманитарных науках. Математике.