Найти в Дзене
Александр Щипанов

Playboi Carti изобрел музыку? Вселенную? Объясняю, почему эти мемы близки к истине.

Playboi Carti
Playboi Carti

В момент, когда казалось, что набравший популярность поджанр рэпа под названием «трэп» исчерпал себя как форма самовыражения и далек от подлинного искусства, молодой парень из Атланты выпустил совершенно магический альбом, перевернувший представление о жанре. Playboy Carti раньше уже мелькал на радарах критиков и слушателей, заявив о себе на одноименном микстейпе в 2017 году, но на дебютном LP «Die Lit» сумел сделать невероятное – написать трэп-альбом, гениальность которого понимают абсолютно все. И критики, и обыватели влюбились в детский голос Carti, упоротые эдлибы, роскошные психоделические биты, все вместе создающие атмосферу заоблачной эйфории и потрясающей легкости бытия. Отсюда мемы про «Playboy Carti ходил, чтобы Моцарт мог бегать», «Топ-50 лучших рэперов в истории: 1) Playboi Carti 2)… всё». Необычно в реакции слушателя, что мемы не язвят, как в случае с каким-нибудь Lil Yachty, а отталкиваются от высокого художественного уровня альбома. Откуда такая реакция и что же все-таки сделал Playboi Carti на своем дебютнике?

Обложка альбома "Die Lit"
Обложка альбома "Die Lit"

Современный трэп как поджанр считается достаточно тупым музыкальным ответвлением – примитивный рэп, для которого не нужен какой-то скил, самовосхвалительные тексты, в которых каждая вторая строчка упоминает бренды, шлюх или суммы денег на счету, минималистичные, перегруженные басом биты, которые предполагают максимальный кач, а не самовыражение. Все здесь настроено на развлечение, и главные трэп-исполнители этим и занимаются – кайфуют сами и создают кайф остальным. Не нужно иметь какой-то музыкальный бэкграунд, даже вкус, чтобы понять развлекательную силу такой музыки. Естественно, что с таким настроем и коммерцией вероятность, что условный Lil Pump или Lil Uzi Vert выдадут шедевр очень мала. Хотя, между прочим, именно микстейп Lil Pump был весьма неплохим в этом жанре. Еще можно вспомнить фундаментальный LP группы Migos – Culture, в 2017 году проложивший тропу всем остальным «трэперам». С вышеперечисленными задачами эти альбомы справлялись на ура, но они и близко не стоят с высотами, на которые залетел Playboi Carti в 2018 со своим Die Lit.

Все указанные выше характерные черты трэпа Playboy Carti взял и возвел в экстремальную степень, преодолев, таким образом, плотную атмосферу традиционных ограничений жанра и улетел прямо в космос. Слушать Die Lit все равно, что висеть в невесомости. Первый же бит на альбоме в треке Long Time настолько психоделически гудит, что мозг моментально расслабляется, а все мысли и проблемы уходят на второй план. В этом главная черта трэпа Carti – он буквально гипнотизирует. Рэпер постоянно повторяет одни и те же строчки своим ребячьим расслабленным голосом, биты щедро рассыпают звонкие синтезаторные переливы, повсюду прыгают эдлибы. Треки вроде R.I.P. больше заточены под кач - тяжелый бит и дерзкая подача больше напоминают классический трэп, но царящая упоротость придает R.I.P. атмосферу чего-то особенного. Как правильно заметил Pitchfork, треки Playboi Carti воспринимаются как саундтрек к приятному бонусному уровню в игре, в котором на тебя сыпятся горы монеток, бонусов, а враги отсутствуют. Включая Die Lit, словно окунаешься в беззаботное пространство с голубым небом и розовыми единорогами, где проблем вообще не существует.
Думаю даже нет смысла отдельно идти по трекам, поскольку все они транслируются из подобного пространства и создают похожий вайб, просто с немного разными оттенками. Чуть более мрачный фит со Skepta – Lean 4 Real тем не менее выдерживает стиль альбома благодаря в хорошем смысле всратой подачей припева. Агрессивные волны бита Pull Up как волнорезом прошиваются и смягчаются сумасшедшими повторяющимися снова и снова эдлибами Carti. Какие-то Уа, Йэ, Э, Свищь и другие дикие звуки расставлены так профессионально и внушительно, что просто не пропускают бит, с их помощью фокус всегда остается на Carti, серфящего по волнам. На альбоме разбросана туча фитов: кроме Skepta встречаются Nicki Minaj, Travis Scott,Gunna, Lil Uzi Vert и много еще кто, но они скорее выполняют стабилизирующую функцию, придают стержень и очертания обычных трэп-треков расплывающемуся хаосу Die Lit. Playboi Carti каким-то чудом создает атмосферу, в которой даже проходные треки залетают на ура, поэтому хоть в отрыве от контекста ты и понимаешь, что какие-то треки иногда чересчур абстрактные, но в контексте альбома это вообще никак не ощущается, настолько глубока эмоциональная атмосфера пластинки.

В романе Сартра «Тошнота» есть единственный момент, когда пресыщенный жизнью герой получает удовольствие от соприкосновения с божественным – прослушивание любимой музыкальной композиции, в середине которой его дух буквально взлетает на небо от того запредельного, что выражает музыка. Неочевидные параллели, но Playboi Carti тоже сумел прорваться в эту область, поскольку его трэп производит странный эффект на психику, буквально перестраивает сознание на легкий и позитивный лад. Неудивительно, что Die Lit стал лучшим альбомом, который способен породить этот жанр. Куда развиваться трэпу дальше не предсталяю, паренек с детским голосом установил высочайшую возможную планку. Этот альбом – квинтэссенция жанра, чистейшей воды музыкальное произведение, уносящее туда же, куда и сонаты Моцарта.

#playboicarti #dielit