Найти тему
Московские истории

Арбат: "Как дружба победила бытовой антисемитизм"

Сергей Иванов родился на Арбате, 44, там же, на Арбате, в 1950 - 1960-х учился, рос, хулиганил и решал насущные детские вопросы - о чем и продолжает свой рассказ.

Арбатские двоечники облюбовали для своих прогулов "Кинотеатр юного зрителя" (дом № 39, где прежде был кинотеатр "Ампир", снесен в 2006 году). С портфелями туда не пускали. Но мы нашли выход - прятали их под батареи в подъездах, забрасывали на крыши сараев. Но самый верный способ - запихать портфель в водосточную трубу!

Однажды после очередного такого беспортфельного прогула нас ждал неприятный сюрприз. Пока мы в кинотеатре валяли дурака, раз в 20-й смотря уже надоевший фильм "Секретарь райкома", на улице прошёл настоящий тропический ливень. Наши тетрадки, учебники и дневники разбухли от дождевой воды. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения нашей директрисы. После этой истории меня и моего друга Лобанова выгнали из элитной французской спецшколы. (Французская спецшкола № 12 в Спасопесковском переулке, 6, стр. 7. Сейчас Школа № 1231 имени Поленова) С тех пор мы стали ходить в обыкновенную - № 93, на углу Борисоглебского переулка и Большой Молчановки.

Спасопесковский переулок, 6, 1971 - 1974 г. Автор Сергей Бессмертный.
Спасопесковский переулок, 6, 1971 - 1974 г. Автор Сергей Бессмертный.

Так получилось, что в нашем новом 5-м классе "Б" учились четыре еврейских заморыша. И Лобанов всячески над ними издевался, заставляя решать для себя задачи по математике, исправлять ошибки в сочинениях, отбирая лучше кусочки их завтраков. Эта четвёрка безропотно терпела унижения. Но однажды один из заморышей, мой будущий друг, назовём его "А", восстал. На уроке физкультуры Лобанов в очередной раз обзывал заморышей пархатыми воробьями. А., не стерпев унижения, набросился на Лобанова с кулаками. Но, получив в ответ мощную затрещину, повалился на маты, горько рыдая от своего бессилия. Мне стало жалко ребят, и я за них заступился, хорошенько наподдав обидчику.

С тех пор я стал пятым мушкетёром. Особенно дружны мы были с А. Он жил в начале Арбата, в доме № 4, я в конце - в 44-м. Мы часто встречались, я стал приходить к нему. В жаркие весенние дни через слуховое окно их квартиры мы выбирались на крышу дома. Там мы учили уроки. У А. была превосходная память на стихи. Он их знал наизусть сотни. С такой же феноменальной любовью к поэзии я столкнулся много лет спустя. Знаменитый актёр Михаил Козаков мог часами забалтывать окружающих стихами. Разница между ними была в том, что один читал по-актёрски мастерски и его слушали с удовольствием, а другой, захлёбываясь слюной и восторгом, надоедал своим друзьям.
Так наша дружба победила бытовой антисемитизм.

Начало арбатских зарисовок: "Из кинотеатра "Арс" стройными рядами шла клопиная армия", "Княгиня просила нарезать колбасу так тонко, чтоб сквозь нее можно было читать газету"

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru