Бологое - крупнейший железнодорожный узел в Европе. Отсюда во все стороны света расходятся сразу пять направлений: на Москву, С.Петербург, Ярославль, Псков и на Великие Луки через провинциальный уездный Осташков. Здесь прекрасно одновременно уживаются современные скоростные поезда типа Сапсан или Ласточка с тяжелыми грузовыми поездами под мощными советскими тепловозами 2ТЭ116 или брутальным магистральным ТЭП70 с пассажирскими, следующими на неэлектрифицированные линии. Именно отсюда в будний день на исходе лета и началось наше сегодняшнее увлекательное путешествие по заповедной линии Бологое-Полоцк.
Во главе нашего ретро-поезда, состоящего всего из двух классных вагонов, но приятно окрашенных в классический зелёный цвет, был выделен послевоенный товарный паровоз серии Л с бортовым номером 3958 - знаменитая "Лебедянка" приписки ТЧЭ-12 С.Петербург-Финляндский. Локомотивная бригада из ТЧЭ-4 Бологое. Опытные ребята из вновь сформированной в прошлом году в бологовском депо паровозной колонны, регулярно совершающие подобные ретро-рейсы из Бологое на Осташков каждую субботу с пригородным поездом №6697/6698.
Отправление было запланировано строго на 09 часов 10 минут утра. Железная дорога серьёзная организация, а поэтому график движения срывать нельзя. Пока локомотивная бригада опробует тормоза, получает предупреждения и готовится к отправлению можно сделать несколько антуражных кадров.
На часах 09:10, звучит один длинный протяжный, прямо таки душераздерающий паровозный гудок на отправление. Поехали. В путь, - с Богом!
Тронулись. Сидя в кресле, очень хорошо чувствуется характерное паровозное подёргивание от работы дышлового механизма. Не очень плавное и равномерное, иногда очень резкое. Нужно понимать, что машина то как ни как нам досталась грузовая, это не пассажирский лайнер вроде сормовского Су или такого могучего красавца как коломенский П36 прозванный "Генерал". В распахнутые окна вагона врывается лёгкий прохладный ветерок и непередаваемый запах горящего в топке паровоза уголька. Ум, как он сладок и приятен мне - тот самый дух странствий.
Остановка. Первый фотостоп согласно плана поездки перед станцией Куженкино на 22 км дистанции пути. Народ спешно высыпается из вагона словно муравьи из муравейника, молодые люди, в том числе и девушки из числа профессиональных железнодорожных фотографов и блоггеров.
Фототехника у всех в руках разная, у кого то дальнобойные телевики, кто-то с хорошим широкоугольником. Мне же с моим стандартным кит-объективом особо тут делать оказалось и нечего. Поэтому решил схитрить, уйти от общей толпы подальше вперёд, ближе к станции, и уже после самого фотостопа спокойно в одиночку заснять паровоз с поездом на перегоне. Так и поступил. А что при этом у меня в итоге получилось - смотрите сами.
Всё хорошо, но вот только поезд ушёл дальше без меня... Да именно так как на этом фото. Представляете? Не беда, я это всё конечно же заранее предполагал. Старый машинист на своей родной линии никогда не пропадёт. Станция Куженкино отсюда уже совсем недалеко, в километре примерно. Можно прогуляться километр другой и пешком. Ради такого эффектного кадра думаю стоило. Знаю, что поезд на станции долго ещё будет стоять, отправится только после того как пройдёт на обгон пригородный на Великие Луки и прибудет на соседнюю станцию Баталино. И только потом отправится ретро-поезд. Так что минут 40 в запасе у меня есть точно, можно было ни о чём не переживать.
Дошёл по автомобильной дороге пешком до станции Куженкино. Подробно что из себя представляет музейный комплекс я рассказывать вам не буду, тем более уже делал у себя на канале публикацию об этом месте. Если есть желание, то можете прочесть здесь о том, что можно посмотреть туристу на станции Куженкино.
А вот и наш стальной конь, "пьёт" воду из под хобота гидроколонки. Здание вокзала, водонапорная башня, старинный керосиновый погреб всё это было открыто для свободного посещения и доступно.
Я всё это много раз уже здесь видел, но тем не менее, погрузиться в атмосферу ушедшей железнодорожной эпохи, почувствовать дух того времени всегда приятно. Присматриваюсь к деталям скамьи в зале ожидания и вижу надпись "МПС" - знаменитая аббревиатура, того самого могущественного государства в государстве, главного ведомства, которое единолично на протяжении более 160 лет заведовало всеми железными дорогами в нашей стране.
"Ещё в 80-90-х годах прошлого века в зданиях вокзалов на Бологое-Полоцкой стояли массивные скамьи с прямыми спинками и резными вензелями, а также имелись титаны для холодной воды с кружкой на цепочке".
Отмечу лишь то, что не только снаружи вокзальное здание и служебные постройки приведены в полный порядок, но и внутри интерьер полностью соответствует духу того времени.
Особый интерес представляет интерьер водонапорной башни. Это необычное служебное помещение зачастую остаётся скрытым от посторонних глаз. А здесь в Куженкино мы можем в неё даже заглянуть и увидеть, что же там находится внутри. Интерьер водонапорной это некий ансамбль из системы подающей и разводящих труб. Также имеется печь для отопления в холодное время года и крутая винтовая лестница, ведущая наверх к бакам.
Ну а нам нужно отправляться дальше в путь по Бологое-Полоцкой дороге. Последние уходящие дни августа на излёте очень короткого в наших краях лета баловали нас отличной солнечной погодой.
Остановка 33 км мост через реку Шлина. В этом году благодаря частым затяжным дождям река как никогда полноводна, бежит себе бодро через свои извилистые пороги. Это любимое место туристов для сплава на байдарках. Пора занимать наиболее интересные места для фото и -киносъёмки.
Локомотив устремлён в приволье перегона, где ветер ему навстречу и свежий запах листвы, где ждёт его знакомый край...
Начиная с 33 км и по 39 км от Шлины до самого Баталино начинается затяжной подъём длинною нетрудно посчитать в 6 км. На его вершине запланирован очередной паровозный фотостоп.
Неспешно вкатились на станцию Баталино. Чудом уцелевший типовой вокзал-близнец, точь в точь как в Куженкино - излюбленное место для подобного рода фотостопов. Сколько же здесь поколений любителей железных дорог останавливались ради вот такого кадра.
Следующую станцию Фирово проследовали ходом. За ней начинается длинный перегон протяженностью в 56 км до самого Осташкова. Раздельных пунктов (станций или разъездов) на этом участке больше нет, лишь платформы остановочных пунктов и закрытые станции Горовастица и Чёрный Дор.
Живописную Сорогу из моего топ 6 самых притягательных мест на линии мы конечно же не смогли пропустить. Все дружно спустились к болотистому берегу извилистой реки чтобы сделать одни из лучших кадров в этой поездке. Паровоз, осадив с поездом обратно в сторону Бологого за мост, очень эффектно с отсечкой пара под возгласы громогласного гудка стрелой полетел вперёд.
Последней точкой для фотостопа оказалась протока через селижаровский плёс знаменитого озера Селигер. Снимки оттуда я считаю получились просто шикарные. А вы что на это скажете? Как вам, понравилось?
Наша поездка вот так не заметно подошла к концу. Прибываем в некоронованную столицу Бологое-Полоцкой дороги на станцию Осташков - эта конечная. Здесь наш паровоз вновь пополнит запасы воды в тендере и обернётся на разворотном треугольнике, перед отправлением в обратный путь на Бологое. На этом сегодня всё. Жду ваши лайки и комментарии.
Автор выражает личную благодарность пресс-секретарю СПб-Витебского региона Октябрьской жд Дмитрию Графову за приглашение принять участие в фото-туре и компании ОАО "РЖД" за организацию уникального мероприятия.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК