Психологическая травма меняет реальность, она приносит болезненный опыт, который каким-то образом должен быть интегрирован в картину мира.
К примеру, представьте себе, что единственный опыт, полученный человеком от контакта с водой - стакан кипятка. Единственное знание, полученное о воде психикой было: "Вода обжигает". Для тела - рта, гортани, пищевода и желудка - это неоспоримый факт.
Тогда вся структура мира будет строиться вокруг избегания повторного соприкосновения с водой, приносящей такую боль. Мозг создаст целую теорию, почему без воды лучше, обзовет дураками и недалекими всех, кто пьет эту гадость, будет расценивать любого предлагающего вместе поплавать, как насильника, желающего сварить заживо и извращенца. Дождь вообще перестанет считать водой, а идею, что лед - агрегатное состояние воды, человек отметет, как полную чушь.
Ему будет плохо без воды, он будет иссыхать, искать и требовать замену, остро ощущая, что нуждается в чем-то основном. Но любое предложение стакана с жидкостью сочтет покушением на убийство.
Такова реальность травматичного опыта. И вера в истинность своей реальности может пошатнуться лишь когда все возможные варианты использованы, а тело погибает от обезвоживания. Лишь перед невыносимостью жить как есть большей, чем страх пойти на то, что в его реальности смертельно.
А теперь просто замените слово "вода" словом "близость" или "доверие"...
Психолог Татьяна Фишер (Фирсова)