1. Как выйти из творческого тупика
Обычно с тем, чтобы переложить теорию из исходных материалов в курс, вопросов не возникает или они легко решаются.
Проблема возникает с практикой: когда сидишь перед материалом и не понимаешь, какое задание можно дать, какая вообще практика на основе этого материала может быть. Такое часто случается, когда курс технический, например, и содержит много формализованной информации. Как в такие моменты не впасть в панику и выйти из этого творческого тупика?
Самая главная ошибка, которую может совершить сценарист в таком состоянии, - это взять за основу исходные материалы и начать делать по ним задания - на проверку знания теории. Да, такие задания могут быть в курсе, но только это не практика. Это задания на восприятие или понимание материала.
Если у вас нет идей по созданию практического задания - сделайте первый шаг: отложите в сторону все материалы. Неважно, что в них написано!
После этого, после того, как вы отвлеклись от материалов заказчика, вернитесь на уровень назад в создании курса и задайте вопрос:
что слушатель в результате должен делать?
Действие, которое должен уметь совершить слушатель в результате обучения, будет диктовать содержание и форму практического задания.
Например: мы учим информационной безопасности, и у нас есть перечисление признаков подозрительных писем или ссылок. Что должен делать слушатель в результате обучения? Обращать внимание на признаки писем и отличать подозрительные письма. На основании этого мы уже можем сделать разные варианты практических заданий.
Вот еще пример: в принятом в компании документе у каждого сотрудника в отделе закреплены определенные полномочия. Каждый сотрудник может принимать решения исходя из своих полномочий. Какие-то вопросы с клиентами могут решать рядовые сотрудники, и есть список вопросов, которые необходимо передавать своим коллегам, а не решать самостоятельно.
Вопрос: что должен уметь делать слушатель после курса, какое действие совершать? Ответ: отличать вопросы, которые он может и должен решить самостоятельно, от вопросов, которые он может и должен передать своим коллегам или руководителю. Понимая это действие, мы будем разрабатывать практическое задание.
2. Дело техники
Когда действие, которое должен уметь делать слушатель после курса, определено, дальше выбираем модель для создания практики и действуем согласно ей - а это уже дело техники.
Самая наглядная и самая работающая схема для разработки практического задания - это модель проектирования CCAF (Context, Challenge, Activity, Feedback).
Практическое задание строится из последовательного наполнения этих “контейнеров”:
Контекст
Задача
Действие
Обратная связь
1. Задаем контекст в виде кейса, истории. Описываем место действия, героя и ситуацию
2. Формулируем задачу для слушателя.
3. Действие - что мы просим сделать слушателя, чтобы решить задачу? Варианты такие: найти что-то, определить, показать, отметить. Действие - это не нажатие кнопки, не расположение блоков в нужной последовательности - то есть, не техническое действие на слайде. Под действием слушателя мы понимаем содержательный выбор, шаги и решения в контексте поставленной задачи.
4. Даем обратную связь: причинно-следственную, связанную с реальной задачей. По возможности в обратной связи не нужно говорить “верно” или “неверно”. Обратная связь - это часть истории: в начале кейса был контекст, в завершении - характеристики верного поведения, решения или выбора, которые слушатель может самостоятельно сверить со своими.
Если вы не можете придумать задание - не тратьте время, не придумывайте вопросы на восприятие теории, отложите исходные материалы, вернитесь на уровень выше и задайте себе вопрос про действие, которому нужно научить. И после этого ловите инсайты, берите и записывайте идеи и варианты кейсов и действительно работающих практических заданий, которые точно будут у вас появляться.