Найти в Дзене
Чаинки

Целая жизнь

sterhluki.ru
sterhluki.ru

В наше время в школах редко увидишь учителей-мужчин. Выводиться этот вид начал в 90-е года, когда отец семейства должен был кормить семью. И продолжил вырождаться в наше время, потому что не мужское это дело – с бумажками возиться.

А раньше школы могли гордиться замечательными педагогами-мужчинами, которые любили детей, которым хватало терпения и умения достучаться до сердца даже самого отпетого шалопая.

Работал когда-то в небольшой сельской школе замечательный учитель физики Николаев Пётр Степанович. Была у него, по словам знавших его, светлая голова и золотые руки. Знал свой предмет он прекрасно, объяснял доходчиво. А самое ценное – он мог из любого мусора сделать опытную установку, чтобы наглядно показать детворе действие какого-нибудь закона или суть явления.

Приехал работать он в эту школу молодым парнем после окончания физмата со своей молодой женой Валентиной Михайловной. Валя тоже окончила физмат, только отделение математики. Молодые устроились, получили квартиру в новом, «учительском», доме. И начали совместный жизненный, семейный, трудовой путь.

Была между ними любовь – не нарочитая, не выставлявшаяся напоказ. Не выпячивались прилюдно нежности. Не звучали между ними тщательно подчёркиваемые обращения «дорогая» и «милый». Избегалась демонстративная поддержка и громкие фразы вроде «я горжусь тобой».

Но было чувство настоящее, немногословное, чистое. Одобрение показывали взглядом, а поддержку делом. Знала Валя, что рядом всегда есть сильное плечо мужа. И была она уверенной в нём, в его любви, в себе. Поэтому была она слегка амбициозна и безапелляционна, моложава и легка. Отработав положенный срок, вышла на пенсию и посвятила себя детям и внукам.

Нельзя сказать, что было в жизни супругов всё гладко. Ценили Петра Степановича за ум, за покладистый характер, за отзывчивость. И, как всем известно, кто везёт, на том и едут. Ремонтировал он светильники, собирал новогодние гирлянды, вырезал объемные буквы из пенопласта, перематывал двигатели. От рутины и усталости заглядывал иногда в рюмку.

Был период ухода из школы и возвращения к изматывающей душу, но любимой работе.

Однажды, в конце ноября, Пётр Степанович не пришёл на уроки – сильно болела нога. Она и раньше беспокоила, но мужчина по привычке не обращал на неё внимания. В этот раз пришлось обратиться к врачу. Диагноз был настолько неожиданным, нелепым и нереальным, что в школе даже не поверили в серьёзность ситуации. На его место не взяли замену, были уверены, что он отлежится и всё нагонит. Но в начале февраля его не стало…

Вместо него пришла в школу молодая учительница Машенька. Робко вошла она в кабинет, где ей теперь предстояло работать. Лаборантская хранила дух хозяина, словно он только что вышел. Даже запах его сигарет сохранился в пыльных шторах.

Машенька перебирала на полках приборы, выпущенные ещё до её рождения, рассматривала конструкции, сделанные руками Петра Степановича, о назначении которых она догадается, только отработав несколько лет.

На полке стояли книги. Методички, хрестоматии, биографии учёных. Машенька вытащила наугад одну книгу, раскрыла её. На форзаце чернильной ручкой было написано:

«НПС + ЧВМ = ?

1967 год.»

«Николаев Пётр Степанович и Чернова Валентина Михайловна» - поняла девушка.

И столько в этой записи было юношеских надежд, и сомнений, и неуверенности, ответит ли Валя взаимностью, что у Машеньки защемило сердце.

Взяв со стола ручку, она вывела под этой записью: «2004 год…»

1967 и 2004. А между ними – целая жизнь…

Если вам понравилась история, жмите лайк, подписывайтесь на наш канал. Мы будем вам рады.