Найти тему
Живопись

Художник Андрес Цорн: на тонкой грани между импрессией и реализмом

Широкая кисть и широкая душа. Размашистый, смелый мазок, из-за которого Андерса Леонарда Цорна частенько причисляют к импрессионистам — под стать смелому размаху его карьерных планов, любовных похождений и подчас безрассудного, если не сказать —авантюрного, стиля жизни.
Андрес Цорн, «Автопортрет»
Андрес Цорн, «Автопортрет»

Он чем-то напоминает нам великих, овеянных легендами античных героев-полководцев, вроде прозванного «Сокрушителем городов» Деметрия из Фар или даже самого неистового Пирра, величайшего из безрассудно- отважных царей-воинов той легендарной эпохи. Подобно этим двоим Цорн также «брал города» и покорял целые народы; вот только в руках его был не обагрённый меч, а утончённая кисть.

Андерс Цорн, «Майя», 1900, холст, масло, 91 x 53 см, Старая и Новая Национальные Галереи, Берлин
Андерс Цорн, «Майя», 1900, холст, масло, 91 x 53 см, Старая и Новая Национальные Галереи, Берлин
Андерс Цорн, «Портрет Кристиана де Фальба», 1884
Андерс Цорн, «Портрет Кристиана де Фальба», 1884
Андерс Цорн, «Мари Корн»
Андерс Цорн, «Мари Корн»
Андерс Цорн, «Рыбаки в Сент-Айвс»
Андерс Цорн, «Рыбаки в Сент-Айвс»
Андерс Цорн, «Маргарита»,1891, 78 х 64 см, Музей Цорна, Мура
Андерс Цорн, «Маргарита»,1891, 78 х 64 см, Музей Цорна, Мура

Признавая себя покорёнными его мастерством, пред ним распахивались двери монарших покоев и президентских кабинетов, его друзьями были величайшие живописцы эпохи, а влияние его творчества было столь колоссально, что самих Серова и Коровина отечественная критика уличала в «цорновщине», усматривая в их новаторскои стиле явное влияние шведской суперзвезды от мира живописи. Его обожали в России и в США, ему аплодировали Париж и Лондон, его любили Рим и Стокгольм.

Поразителен и другой факт, во многом роднящий этого исколесившего полмира мастера с великими завоевателями прошлого: он, как никто иной, умел проникнуть в самую суть событий и характеров, «просчитать», понять и зафиксировать главное, не упуская при этом ни одной второстепенной детали. И именно благодаря этому врождённому дару «на лету» подмечать суть явлений, не упуская при этом ни единой фоновой или второстепенной детали, он был уникален в своей манере написания картин.

Андерс Цорн, «Раздевающаяся девушка»
Андерс Цорн, «Раздевающаяся девушка»

Подобно Александру Великому, умевшему в суматошной горячке боя «удержать в голове» весь его быстротечный рисунок и в каждый отдельный миг способного хладнокровно и безошибочно найти наилучший вариант его развития, наш герой писал свои полотна быстро, широко, вдохновенно, но ни минуту не отклонялся от главной цели любой своей: раскрыть характер, показать суть, донести до зрителя самоё существо изображаемой личности или явления. Полотна Цорна — неизменно живые, дающие в полной мере ощутить авторскую позицию по отношению к изображаемым объектам и явлениям; и в то же время погружающие наблюдателя в мир характерных мелочей, черт и деталей, помогающих ошутить достоверность и реалистичность происходящего. И в этом — весь Андрес Цорн: это уникальная личность, умудряющаяся в своём творчестве разгуливать по тонкой грани между импрессионизмом и сугубым фигуративным реализмом, как кот — по узкому парапету над уличной бездной. Оставаясь при этом совершенно недосягаемым как для подражателей, так и для критики. И всюду он — свой: и в раззолочёных дворцах аристократии и нуворишей, и в бедняцких кварталах пригородов Мура, где по свидетельствам современников этот счастливый семьянин оставил в память по себе немало незаконнорожденных потомков.

Андерс Цорн, «Портрет фрау Пилц»
Андерс Цорн, «Портрет фрау Пилц»
Андерс Цорн, «Миссис Люси Тернер Трой»
Андерс Цорн, «Миссис Люси Тернер Трой»

Он мог отказать в написании портрета мультимиллионеру и с головою погрузиться в раскрытие характера — и эротичной чувственности —
очередной понравившейся ему селянки.

Андерс Цорн, «Отдых под зонтиком»
Андерс Цорн, «Отдых под зонтиком»
Андерс Цорн, «Вечер»
Андерс Цорн, «Вечер»

Он не знал меры в разгульном веселье и широте жестов, был безумно успешен и безмерно популярен; обласкан как представитель старой школы фигуратива и восхваляем как новатор-импрессионист. Но всё же — и здесь мы снова невольно проводим параллели с великими античными венценосными авантюристами — этот «король» живописи, царствовавший в европейской живописи конца XIX-начала XX века, совершенно преображался, когда наступало время творить и покорять своим искусством многочисленных поклонников.

Андерс Цорн, «Кружевницы»
Андерс Цорн, «Кружевницы»
Андерс Цорн, «Воскресное утро»
Андерс Цорн, «Воскресное утро»

Из сплава вдохновенной импровизации и высочайшего профессионализма этот низкородный бастард ковал свои победы, приведшие его на трон самого востребованного портретиста эпохи. И, подобно всё тому же Деметрию Полиаркету, его триумфальное творческое наследие и даже само имя после ухода из жизни стали стремительно тускнеть и забываться. Что же, дорогой читатель, давайте вместе полюбуемся его полотнами и воздадим должную меру уважения и восхищения мастерству Андреса Цорна, этого полузабытого Искандера Завоевателя от мира живописи XIX-го века.

Автор Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться