В СССэРе, например, на Енисее или Байкале были целые нелегальные поселки, где обитали БИЧи. БИЧ это не БОМЖ. БИЧ - бывший интеллигентный человек. Как мне кажется, это уникальное явление исчезает из жизни. Некоторые люди всегда стремились удалиться от людей. На берегах Телецкого озера в середине 80 - ых годов ХХ века были свои БИЧи. Озеро располагало своей удаленностью к уединенному жилью. Не зря в 1864 году на дальнем берегу озера был основан Мужской Благовещенский монастырь. Монахи не БИЧи, конечно, но почти отшельники, правда они активно занимались просветительской деятельностью на благо народа, детишек грамоте учили. А легендарного Николая Павловича Смирнова тоже не назовешь бывшим интеллигентом, это был выдающийся пример русского интеллигента. Образованный, умный, воспитанный, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта. Он прожил на дальнем кордоне на реке Чири, с 1928 по 1992 год. У него был дом и большая семья. Он был видным и, наверное, ему пришлось не просто, особенно с середины 30 - ых, от репрессий и коллективизации, до начала 60 - ых с их сумасбродными хрущевскими реформами. Смирнов стал легендой.
Егерей Алтайского государственного заповедника, живущих на кордонах по берегам озера, туристы считали странными, чуть ли не беглыми от реальности. В 70 - ые и 80 - ые это было привычное явление, уехать из города в заповедник. Примеров много. На против меня Вячеслав и Мирослава живут уже 33 года. А дорогой Сергей Усик и его супруга Надежда? Они приехали на Телецкое всего 15 лет назад, но смысл тот же. Но они на работе, у них государственный статус и ружье. А БИЧ это история иного ухода. Самый известным ушелец Слава Рахвалов. Я помню его года с 1982 или 83. Жил он тогда на Кырсае, крутился вокруг турприюта “Чулышман”. Летом там красота, туристы и еда. Он всегда ловил рыбу и наверное менял ее на водку. А на что же еще? Рахвал писал стихи и вязал свитера из шерсти и даже из козьего пуха добытого у алтайцев в Балыкче. Рахвалов был успешный БИЧ, у него была лодка с мотором “Москва 25” поговаривали, что где то у него была деляна с маком, а с коноплей он старался не связываться. Любил рассказывать истории, как на горе Алтын туу он убил 14 медведей. Как они окружили его, а он их мертвых скатывал потом к самому синему озеру. Стихи читать не давал, но толстую тетрадь я видел. В начале 90 - ых Слава перебрался из Кырсая на Большие Чили. Жил под навесом летом и зимой, а потом построил крохотный аил. Как произошло я не знаю, но Рахвал уехал с Б. Чили после того, как там появился Толян. Он врач и начал там практику, лечил травами, массажами и иглотерапией. Толян прожил в Б. Чилях очень долго, такой местный Пиначет. Все привыкли к нему, но и его оттуда попросили. Теперь в Б Чилях живет просто сторож. Рахвал после развода с Толяном переселился в пещеру на мысе Чиик, в небольшой грот, где он зимовал с еще одним сказочным человеком. Юра Бедарев, со слов старых охотников, Бедарев был самым крутым браконьером, стрелял как Вильгельм Теллль. Он был смешной, лохматый, кудрявый, седой гном. Он пропал и никто не стал его искать. Рахвалов после этого уехал в город, нанимался печником, ходил в модном джинсовом костюме, а потом умер в больнице на операционном столе. А скоро настало время сторожей. Главный сторож Чулушмана Петр Параев, последний русский в Балыкче. Он сторожит Кырсай 40 лет, туристы называли его Фреди и он понимал почему. Любил, выпив горькой, бродить по окрестностям в черной фетровой шляпе и длинном плаще лесника.
Соберутся они бывало с Дядькой, он же Царь, он же Николай Николаевич Смирнов и ведут разговоры долгими зимними вечерами. Параев жив курилка, а Дядька помер.
Давно не осталось нормальных БИЧей на озере, последнего привечал Дед Мирон. Алексей Матвеевич Миронов ловил рыбу, знатный дед и был у него рыбачек Слава. Удивительный бездельник, жаль умер молодым. И деда Мирона не стало несколько лет назад. Добрый был на склоне лет, жену мою звал внучкой, а меня Паганелем.
Она помогала ему разбирать сети, называя эту процедуру - сети терапией. В этом ряду удивительных людей отстраненных от городов, можно вспомнить и Монтану, но о нем надо писать как о поэте.
Уходит время интеллигентных бродяг.
Про Рахвалова удалось найти такую цитату. “Мне такую обувь рекомендовал старый таёжник, Славик, как его называли окружающие или Вячеслав Васильевич Рахвалов - « Рахвал» (« Рахвалом» больше звали недоброжелатели. Жил на Телецком озере один в устье речки Большие Чили, пока там не появились кобольды (из немецкой мифологии- der Kobold - злобный гном, путающий горных путников и рудознатцев, отсюда и название химического элемента «кобальт»)- супружеская пара, он - Толик- мелкий жилистый мужичок, шорец, со злобными глазками, лет 45 (сейчас ему 50), она - 25-летняя девушка из Бийска, перенявшая все ухватки мужа, Жанна, ещё 2 собаки. Помёт от сучки и волка. Развернулись они серьёзно, успешно лечили природой, травами и мануальной терапией денежных клиентов (путёвка к ним стоит до 500$), вовлекли в бизнес и Славика в качестве подсобного рабочего и проводника по телецкой тайге. В конце 2000 года Славик пропал и больше о нём никто не слышал)”. В.Бурунов “К истокам Извилистой Реки”