В глубине души мы не очень верим осьминогу Паулю, который предсказывал результаты чемпионатов мира по футболу. А также его последователям - от кота Ахилла до енота Нафани. Понимаем, что животные вряд ли хорошо разбираются в футболе.
То ли дело бизнес-аналитики.
Система Коппета правильно предсказывала ежегодную динамику индекса промышленных акций Доу-Джонса. За 19 лет допущена лишь одна ошибка. Такие результаты внушают уверенность. Правда Коппетт был спортивным журналистом и основывал свои предсказания на результатах финала Суперкубка по футболу в США. Но, несмотря на шуточную основу прогноза, 18 "попаданий" из 19.
А в США, начиная с 1988 г., сотрудники Wall Street Journal проводят аналогичные издевательские эксперименты, демонстрирующие, что даже обезьяны способны обыграть профессиональных управляющих инвестициями. Так, в апреле 2019 года подвели итоги прошлогоднего исследования. Профессиональные инвесторы заработали минус 9,7%. А журналисты, бросавшие дротики в списки эмитентов (такой вот аналог обезьяны), и на основании этого сформировавшие портфель акций, получили +17,3%
Конечно здесь правильней говорить о манипуляциях с данными. Как добиться подобных результатов я писал, например
Но вывод из таких исследований сделать можно. И нужно. Так вот. Люди крайне плохо предсказывают будущее. Намного лучше просто иметь "План B" и быть готовым к неожиданностям.
Кстати, осьминогу Паулю, в отличие от бизнес-аналитиков, еще и не надо платить зарплату.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.
Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)
Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"
Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США
Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов
Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"
А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!
Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита
Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет
ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "